Олег Шапиро, партнер архитектурного бюро Wowhaus
Городское общественное пространство - место
уникальное. Все обсуждают только те общественные пространства, которые
действительно являются значимыми для города и идентифицируются с ним. Так,
говоря о Москве, мы сразу вспоминаем Красную площадь, говоря о Питере -
Дворцовую. Это довольно общее высказывание, но важное. Город действительно
символизирует не только его история, но и открытые общественные пространства.
Если эти понятия для вас неделимы и сливаются в общую ассоциацию о городе, то
это только подчеркивает значимость общественного пространства.
Последние должны быть эстетичными и символичными. Так, несмотря на то, что Парк Горького довольно длительный период пребывал в запущенном состоянии, его символичность не померкла. Ренновация и возвращение парка к новой жизни произошли в довольно короткие сроки. Безусловно, нужно было сделать верные шаги в данном направлении.
Хороших примеров общественных пространств довольно
много. Большинство из них основаны на рекреационных моделях и несут
положительные изменения городу. Madrid RIO в Мадриде решает сразу несколько
комплексных задач: освобождает набережную от транспорта, создает большую
пешеходную зону вдоль всей реки, кроме того, он улучшает ситуацию в бедных окрестных
районах.
Другой пример - Хайлайн в Нью Йорке, который показал,
насколько важна в этом процессе инициатива местных жителей, которую поддерживают
муниципалитет и архитекторы. Этот проект - реконструкция заброшенной железной
дороги - небольшой сам по себе объект. Благодаря грамотному проектированию
Хайлайн стал менять жизнь вокруг себя. Из довольно депрессивного складского
района он превратился в благополучный: появились рестораны и пабы, гостиницы, а
затем открылся музей Whitney. Считаю, что появление музея рядом с общественным
пространством закрепляет его статус важного для города района. Проекты Madrid
RIO и Хайлайн могут служить хорошим примером как для России, так и для любой
другой страны.
Сейчас даже театральные комплексы создают дополнительные функции. К примеру, в Гоголь-центре есть своя школа, лекторий, где проходят публичные читки, - все это теперь сопровождает ранее сакральную театральную деятельность. Любое существующее общественное пространство добавляет себе дополнительные функции, чтобы привлечь дополнительный поток людей и продлить его пребывание в нем. Новые крупные офисные комплексы также стараются «задерживать» людей в своем пространстве. «Лахта-центр» для Санкт-Петербурга - хороший пример. Пока сложно говорить об этом на этапе его строительства. Стоит отметить, что там уже предусмотрены амфитеатры, которые смотрят на залив, торговый и детский центры. Хорошо, что инвесторы и управляющая компания об этом думают.
Что касается Москва-сити - это уже освоенный район. На
мой взгляд, там мало места для создания общественных центров в столь
концентрированном месте. Здесь действительно много ресторанов, есть торговый
центр, которые генерируют поток людей. Этого, конечно, недостаточно. К счастью,
у Москвы-сити еще есть резерв в виде набережной, которая на сегодняшний день
является транзитной зоной для автомобилей и буквально заполнена транспортом. В
этом и заключается главная задача: необходимо решать транспортный вопрос
набережной. Хочется обратить внимание, что напротив Москвы-сити существует
набережная им. Шевченко, которую можно реконструировать. Тем более по соседству
расположен театр. Думаю, что Москва-сити может освоить не только свою территорию,
но и противоположную набережную для завершения комплекса общественного
пространства. Москва-река не очень широкая, и ее вполне можно пересечь пешком.
Если это возможно было бы реализовать, то также можно было бы занести в
образцовый список.
Использование и вовлечение социальной функции в
девелоперский проект не всегда уменьшает прибыль, а часто повышает ее. Нью-йоркские
девелоперы поняли это давно. К примеру, девелопер Зукотти-парка твердо решил не
застраивать часть своей территории, чтобы повысить стоимость недвижимости. Это
показательный пример, когда грамотный девелопер понимает значимость и потенциал
общественных пространств.
В бюро Wowhaus часто обращаются крупные депелоперы
жилых комплексов, которые выделяют до 10 га площади на строительство парка для
повышения стоимости жилья. Это очевидный плюс. Не стоит забывать, что у такого
рода общественных пространств должна быть своя идентичность и эмоциональная
нагрузка. Иначе они рискуют остаться пустынными кусками земли.