Об общественных пространствах в крупных городах

Олег Шапиро, партнер архитектурного бюро Wowhaus

3116

Олег Шапиро, партнер архитектурного бюро Wowhaus

Городское общественное пространство - место уникальное. Все обсуждают только те общественные пространства, которые действительно являются значимыми для города и идентифицируются с ним. Так, говоря о Москве, мы сразу вспоминаем Красную площадь, говоря о Питере - Дворцовую. Это довольно общее высказывание, но важное. Город действительно символизирует не только его история, но и открытые общественные пространства. Если эти понятия для вас неделимы и сливаются в общую ассоциацию о городе, то это только подчеркивает значимость общественного пространства.

Последние должны быть эстетичными и символичными. Так, несмотря на то, что Парк Горького довольно длительный период пребывал в запущенном состоянии, его символичность не померкла. Ренновация и возвращение парка к новой жизни произошли в довольно короткие сроки. Безусловно, нужно было сделать верные шаги в данном направлении.

Хороших примеров общественных пространств довольно много. Большинство из них основаны на рекреационных моделях и несут положительные изменения городу. Madrid RIO в Мадриде решает сразу несколько комплексных задач: освобождает набережную от транспорта, создает большую пешеходную зону вдоль всей реки, кроме того, он улучшает ситуацию в бедных окрестных районах. 

Другой пример - Хайлайн в Нью Йорке, который показал, насколько важна в этом процессе инициатива местных жителей, которую поддерживают муниципалитет и архитекторы. Этот проект - реконструкция заброшенной железной дороги - небольшой сам по себе объект. Благодаря грамотному проектированию Хайлайн стал менять жизнь вокруг себя. Из довольно депрессивного складского района он превратился в благополучный: появились рестораны и пабы, гостиницы, а затем открылся музей Whitney. Считаю, что появление музея рядом с общественным пространством закрепляет его статус важного для города района. Проекты Madrid RIO и Хайлайн могут служить хорошим примером как для России, так и для любой другой страны.

Сейчас даже театральные комплексы создают дополнительные функции. К примеру, в Гоголь-центре есть своя школа, лекторий, где проходят публичные читки, - все это теперь сопровождает ранее сакральную театральную деятельность. Любое существующее общественное пространство добавляет себе дополнительные функции, чтобы привлечь дополнительный поток людей и продлить его пребывание в нем. Новые крупные офисные комплексы также стараются «задерживать» людей в своем пространстве. «Лахта-центр» для Санкт-Петербурга - хороший пример. Пока сложно говорить об этом на этапе его строительства. Стоит отметить, что там уже предусмотрены амфитеатры, которые смотрят на залив, торговый и детский центры. Хорошо, что инвесторы и управляющая компания об этом думают.

Что касается Москва-сити - это уже освоенный район. На мой взгляд, там мало места для создания общественных центров в столь концентрированном месте. Здесь действительно много ресторанов, есть торговый центр, которые генерируют поток людей. Этого, конечно, недостаточно. К счастью, у Москвы-сити еще есть резерв в виде набережной, которая на сегодняшний день является транзитной зоной для автомобилей и буквально заполнена транспортом. В этом и заключается главная задача: необходимо решать транспортный вопрос набережной. Хочется обратить внимание, что напротив Москвы-сити существует набережная им. Шевченко, которую можно реконструировать. Тем более по соседству расположен театр. Думаю, что Москва-сити может освоить не только свою территорию, но и противоположную набережную для завершения комплекса общественного пространства. Москва-река не очень широкая, и ее вполне можно пересечь пешком. Если это возможно было бы реализовать, то также можно было бы занести в образцовый список. 

Использование и вовлечение социальной функции в девелоперский проект не всегда уменьшает прибыль, а часто повышает ее. Нью-йоркские девелоперы поняли это давно. К примеру, девелопер Зукотти-парка твердо решил не застраивать часть своей территории, чтобы повысить стоимость недвижимости. Это показательный пример, когда грамотный девелопер понимает значимость и потенциал общественных пространств.

В бюро Wowhaus часто обращаются крупные депелоперы жилых комплексов, которые выделяют до 10 га площади на строительство парка для повышения стоимости жилья. Это очевидный плюс. Не стоит забывать, что у такого рода общественных пространств должна быть своя идентичность и эмоциональная нагрузка. Иначе они рискуют остаться пустынными кусками земли. 

 


Коментарии (0)


Поделиться

Материалы по теме

41117

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438). Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством ...

подпишись НА эксклюзивные новости cre