Об уровне активности международных брендов в России в 2015 году

Дмитрий Бурлов, генеральный директор МАГАЗИН МАГАЗИНОВ, рассказывает о представленности и перспективах международных сетей в России
5900
Уже пять лет подряд мы изучаем динамику активности международных сетей в России, преследуя следующие цели: отследить динамику развития глобальных брендов в нашей стране и уровень их проникновения на российский рынок, выявить наиболее перспективные города для экспансии брендов и определить основные тенденции развития международных сетей в России.

В текущей волне исследования наше внимание привлек тот факт, что впервые за всю историю наблюдений международные бренды закрыли в России больше магазинов, чем открыли, а совокупный прирост магазинов стал отрицательным. Так, в 2014 году закрылось 314 магазинов, а в 2015-м – уже 1024. На это повлияли и экономические, и политические факторы. В числе первых – рекордное падение оборота розницы с 1991 года, резкое ослабление курса рубля по отношению к доллару США и падение реальных денежных доходов населения. Основные политические факторы – обострение отношений со странами Запада, введение санкций и кризис на Украине. В результате всего этого международные бренды в России перешли от экстенсивного развития к политике оптимизации. При этом важно отметить, что рынок сохранял активность. Международные бренды открывали магазины, причем динамика открытий сопоставима с прошлыми годами: в 2014 году было открыто 1234 магазина, в 2015 году – 991. 

Стоит отметить, что за 2014 – 2015 годы 60 международных брендов открыли в России первые монобрендовые магазины, и это рекордное количество новых имен на российском рынке. В их числе, например, - Forever 21, Telepizza, Ferre Home, Silver Cross, Pimkie и целый ряд других. Но все эти бренды скорее тестировали российский рынок, не заявляя о своих планах по масштабной экспансии. 17 сетей решили покинуть российский рынок. Например, New Look, Esprit, River Island.

17 сетей решили покинуть российский рынок, например, New Look, Esprit, River Island. Значительная часть закрытий магазинов под международными брендами за минувший год пришлась на города с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн человек, в то время как в миллионниках был даже небольшой положительный прирост количества магазинов.
 
Если не брать Москву и Санкт-Петербург, больше всего магазинов международных брендов на текущий момент открыто в городах Приволжского федерального округа: треть торговых точек, функционирующих в регионах России, работает именно здесь. Что касается Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, их можно назвать традиционными лидерами по уровню присутствия международных брендов в России, и их позиции по общему количеству представленных в городах международных брендов остаются неизменными пять лет подряд. 

Тенденция последних лет – смещение вектора девелоперской активности и активности международного ритейла в города с населением 300 – 500 тыс. человек. Регионы, перспективные для экспансии международных сетей, - Дальний Восток и Северный Кавказ, поскольку у них высокие показатели социально-экономического развития, здесь отмечается низкий уровень присутствия сетевого ритейла и пока нет достаточного предложения в торговых центрах современного уровня.

Активно продолжали открывать свои магазины профили общественного питания, товаров для детей и для дома, в то время как большая часть закрытых точек приходится на одежные сети среднего ценового сегмента. Покупательский спрос сместился на масс-маркет бренды.

В рассматриваемый период международные бренды активизировались в STREET-ритейле, причем наибольшую активность обеспечили фаст-фуд сети. В городах с недостаточным предложением площадей в ТЦ международные бренды открываются, большей частью, «на улице».

Таким образом, за последний год сети проводили политику оптимизации, закрывая нерентабельные магазины, наибольший отток которых пришелся на города с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн человек. Больше всех торговых точек закрыли одежные бренды среднего ценового сегмента, в отличие от сетей общественного питания и сегмента «эконом», которые в кризис, напротив, чувствуют себя лучше. Также на российском рынке зафиксирован рекорд по выходу новых международных игроков, но новые бренды развиваются неактивно, тестируя рынок. Перспективными для экспансии международных сетей остаются города Дальнего Востока и Северного Кавказа.

Говоря о ближайших перспективах, можно предположить, что действующие игроки рынка не будут активно сокращать количество торговых точек, поскольку они уже провели оптимизацию. Новые участники продолжат неактивную экспансию. Кроме того, мы увидим небольшой прирост в количестве торговых точек, которому будут способствовать благоприятные условия на рынке торговой недвижимости и эффект низкой базы текущего года.  



журнал CRE 3 (437)

Март, 2024
Стратегическим партнером журнала в 2024 году является компания PIONEER Вышел из печати мартовский выпуск журнала (№3, 2024). Соредактором CRE в этот раз стал Алексей Мирошников, генеральный директор компании PIONEER. ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ: Летучка Алексей Мирошников: «ЗАДАВАТЬ ТОН ПРОДОЛЖАТ СИСТЕМНЫЕ СТОЛИЧНЫЕ ДЕВЕЛОПЕРЫ»   Склады и логистика МЕДВЕЖИЙ УГОЛ Объем сделок на рынке складской недвижимости сравнялся с московским   Инвестиции ЗАКРЫТЫЙ ПОКАЗ ЗПИФы установили историчес...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (18-24 марта)

Крупные сделки аренды офисов и складов, переговоры по Дмитровскому логистическому парку, крупные офисные проекты ПИК и Галс, старт строительства СберСити и другие новости - в нашей традиционной подборке за неделю.
24.03
Источник: cre.ru
События

Араз Агаларов, основатель и владелец Crocus Group, о теракте 22.03

Случилась страшнейшая трагедия, и уже было сказано, что за последние 20 лет ничего подобного не происходило.
24.03
Источник: Mall Management Group
Открытие

ТЦ «Кузьминки Молл» открылся

Общая площадь торгового центра составляет 70 тыс. кв. м, арендопригодная - 33 тыс. кв. м. Более 90% площадей ТРЦ сданы в аренду.
28.03
Источник: Пресс-служба ПИК
Проект

ПИК рассказал про Lakes

ПИК построит многофункциональный комплекс на западе Москвы.

22.03
Источник: Пресс-служба Сбербанка России
Игроки рынка

В СберСити стартовало строительство штаб-квартиры

В СберСити в Рублево-Архангельском начали строительство штаб-квартиры компаний — партнеров Сбера.
 
22.03
Источник: CRE
Управление недвижимостью

RD Management пришла на «Место встречи»

Компания заключила соглашение с ADG group на обслуживание 11 бывших кинотеатров.
28.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre