Об основных офисных трендах

Андрей Хазов, генеральный директор FORT Project

6568

Факторы, влияющие на тренды

Если раньше основная идея оформления офиса была в том, чтобы показать статусность компании, то теперь компании задумываются о качественных офисных пространствах, исходя из соображений повышения эффективности бизнеса. То есть факторы, влияющие на развитие трендов офисной недвижимости, сменились внутренними - такими как:

- борьба за сотрудников;

- увеличение количества времени, проводимого сотрудниками на работе;

- нематериальная мотивация персонала;

- увеличение доли работающих дистанционно, гибкие графики.

Актуальные тенденции офисных пространств

В настоящее время отмечается смещение от консервативных офисов в сторону более ярких индивидуальных пространств. Происходит некая передача ценностей и индивидуальности через цветовые решения и брэндинг.

Таким образом, современные корпорации выражают через офисное пространство философию компании, культуру, ценности. Следуя этим трендам, все чаще стали появляться тематические офисы.

Как известно, законодателями моды в офисных пространствах являются IT-компании. Это связано в первую очередь с жесткой борьбой за сотрудников, а также с желанием внедрять передовые технологии в организацию рабочих процессов.

В качестве одного из примеров можно привести офис Tutu.ru, реализованный нашей компанией. Офис-дом для сотрудников поделен на зоны: «стендапная», лаунж-библитека, мини-переговорные в виде вагонов-купе, 2 места для сна.

Конечно, к таким смелым решениям готовы не все компании. Но данный тренд начали перенимать и более консервативные бизнесы: производства, банки, финансовые компании. Кстати, сейчас в оформлении офисных пространств банки все больше начинают походить на айтишников. В этой сфере намечаются наиболее активные преобразования.

Наличие зон для отдыха, неформального общения, перекусов, зон для совместной работы (мозгового штурма), различные зоны, чтобы объединяться, общаться, обмениваться идеями, хот-дески – это уже обязательно практически для каждого офиса.

Проводя на работе большую часть жизни, люди хотят видеть более дружелюбную среду. Для этих целей мы рекомендуем своим клиентам провести мероприятия по комплексному озеленению офисов, так называемый фитодизайн помещений.

Также одним из трендов в этом направлении могу выделить аромотерапию.

Оптимизация затрат

Стоит также отметить, что тренды на офисном рынке сейчас разнонаправленные и носят не только положительный характер. Можем отметить также противоположный краткосрочный тренд – уменьшение количества квадратных метров на одного сотрудника в целях экономии затрат. Многим компаниям в условиях кризиса пришлось подзатянуть пояса. Наши исследования показывают, что если раньше этот показатель был в среднем 8-10 кв. м на человека, то теперь он может достигать 5-6 кв. м на сотрудника. Это результат жесткого кост-менеджмента. К примеру, в Европе данный показатель наоборот увеличивается и достигает 14 кв. м на сотрудника.

В части оптимизации затрат можем отметить уход от кабинетной системы в сторону использования open-space. Это и экономия пространства, и открытость компании перед сотрудниками. Данный тренд уже давно используется практически всеми компаниями, за исключением госсектора и юридических фирм.

Еще один тренд создания рабочих пространств, который мы используем последние 2 года, это удешевление проектных решений. Если раньше заказчики шли на расходы без проблем, то сейчас считают каждую копейку и рады любой возможности для оптимизации. К ним можно отнести:

- оптимизацию бюджета за счет оптимизации строительных решений;

- изготовление спецзаказных изделий непосредственно на строительной площадке;

- рациональное использование существующих площадей и конструкций;

- использование недорогих, но эффектных решений на этапе проектирования;

- бюджетирование и анализ принимаемых архитектурных решений по показателю цена/результат на этапе проектирования.

 



Материалы по теме

Точка зрения

Маркетинг офисной недвижимости: все еще будет

Светлана Григорьева, Директор по маркетингу Делового квартала Neopolis

13.03

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438). Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 апреля)

В Барвихе объявили победителей CRE Moscow Awards 2024, Pridex отчитался по выручке, Александр Ходоров перешел из Comcity в O1 Properties, в Казахстане крупная складская сделка, фитнес-центры становятся главными ньюсмэйкерами в торговой недвижимости, а эксперты рынка обсудили крупнейшие сделки последний дней - продажу ЦДМ и портфеля Ceetrus - для журнала CRE Retail.
21.04
Источник: Пресс-служба IBC Global
Проект

В Приморье появится еще один склад

В Приморском крае появится склад класса В на 6,2 тыс кв. м.
 
22.04
Источник: IBC Global
Проект

В Чите реконструируют склад на 60 тыс. кв. м

Сейчас это единственный в городе складской комплекс, отвечающий современным требованиям.
23.04
Источник: Пресс-служба «РИОТЭКС»
Сделка

«РТС» Рублевский» принял крупного арендатора

Промышленная группа «Дом Металла» заняла cамый большой флагманский блок в ТДК «РТС» Рублевский».
 
22.04
Источник: Tekta Group
Проект

Tekta Group построит БЦ на Ходынке

Общая площадь офисного комплекса из трех башен составит порядка 130 тыс. кв. м. Инвестиции превысят 35 млрд рублей.
23.04
Источник: cre.ru
Игроки рынка

ФСК довольна результатами I квартала

ГК ФСК увеличила выручку в первом квартале на 45%.
 
 
22.04
Источник: Nikoliers
Игроки рынка

Nikoliers закрыли сделок по офисам на 78 тыс. кв. м

Компания поделилась итогами первого квартала 2024 года в сегменте офисной недвижимости. Крупнейшие сделки - офис для «Тинькофф» в Петербурге на 30 тыс. кв. м (аренда) и продажа конечному пользователю бизнес-центра на 36 тыс. кв. м.
23.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre