ЦФО - лидер по строительству торговых площадей


31.07.2017 , Рейтинг
ЦФО - лидер по строительству торговых площадей

Лидером по строительной активности в России остается Центральный федеральный округ. Здесь в стадии строительства находится 1,1 млн кв. м торговых площадей, что в 3 раза выше, чем в следующем по насыщенности округе – Приволжском. 

Строительство в Центральном регионе обеспечивается за счет традиционной концентрации активности в Москве и Московской области – здесь на стадии строительства находится около 850 тыс. кв. м торговых площадей.

В Приволжском федеральном округе строительство также распределено неравномерно – новые объекты возводятся в основном в восточной части округа, особенно в Самарской и Оренбургской областях. Примечательно, что уже на текущий момент Самара по показателю насыщенности торговыми площадями на тысячу жителей является вторым в России городом после Краснодара - 663 кв. м. При этом данный регион одним из первых показывает сигналы восстановления рынка – в начале года здесь началось строительство нового торгового центра «Эль Рио» общей площадью 88 360 кв. м. 

Если рассматривать отдельные регионы, наибольшая строительная активность в России (за исключением Москвы и Московской области) наблюдается в Красноярском крае и Курской области. Несмотря на то, что Красноярский край является вторым крупнейшим по территории субъектом РФ, строительство здесь сконцентрировано только в столице региона. В Красноярске на стадии строительства находятся 4 торговых объекта общей арендуемой площадью 200 528 кв. м, в Курске строятся 2 объекта общей торговой площадью 132 089 кв. м. Такие объемы нового строительства достигаются в том числе за счет того, что в обоих городах возводятся крупнейшие торговые объекты среди всех проектов, находящихся на стадии строительства в регионах России, запланированных к открытию в 2017 г. – вторая очередь ТЦ Европа (GLA – 107 000 кв. м) в Курске и ТЦ на Северном шоссе (GLA – 106 450 кв. м) в Красноярске.

В последнее время наблюдается постепенное смещение фокуса девелоперов на удаленные от центра регионы. Так, например, девелоперская активность отмечается в Грозном - здесь стартовало строительство крупнейшего в регионе торгового центра «Грозный Молл» (GLA – 59 000 кв. м). За последний год во Владивостоке было открыто 2 профессиональных торговых центра, закончена реконструкция ГУМа, еще один объект находится на стадии строительства. Также началось строительство торгового центра с аквапарком в Хабаровске – «Броско Молл» (GLA – 30 000 кв. м) и проектируется вторая очередь открывшегося в конце 2016 г. ТЦ «На Пушкина». Однако в регионе до сих пор отмечается недостаток федеральных сетевых ритейлеров - в основном торговые центры заполняются локальными брендами или торговыми операторами, работающими по франшизе.

Несмотря на зарождающуюся активность в Дальневосточном федеральном округе, там все еще наблюдаются наименьшие объемы нового строительства по сравнению с другими округами России. Строительство ведется только в трех регионах - Приморский край, Хабаровский край и Амурская область. В остальных субъектах до сих пор нет профессиональных торговых центров и их строительство не планируется в ближайшее время. Это связано с неблагоприятными климатическими условиями в данных регионах, низкой плотностью населения, их труднодоступностью и сложностью организации логистики. 

В 2017-2018 гг. ожидается дальнейшее снижение объемов нового строительства – по прогнозам, в 2017 г. будет введено около 1 млн торговых площадей. Это связано с тем, что начиная с 2015 г. в эксплуатацию вводились только те объекты, строительство которых было начато еще в докризисный период. Однако на рынке заметны первые сигналы потенциального роста – все чаще появляются сообщения от девелоперов о старте строительства или о планах выхода на площадку в ближайшее время. Так, например, в Москве стартовало строительство торгового центра «Салярис» (GLA – 105 тыс. кв. м). Также начало строительства новых торговых центров было анонсировано в Хабаровске, Грозном, Санкт-Петербурге.

«Однако результат восстановления рынка мы сможем увидеть только после 2019 г., т.к. средний цикл реализации торгового объекта составляет 2-3 года. Также не исключаются и переносы сроков ввода объектов», - комментирует Евгения Сафонова, аналитик отдела исследований Cushman & Wakefield. – В целом, региональные рынки уже довольно насыщены торговыми площадями, и девелоперы предпочитают расширение уже существующих стабилизированных проектов новому строительству. 30% всех строящихся в России объектов – новые фазы существующих торговых центров. Так, например, в первом квартале была открыта третья фаза ТЦ «Центр Галереи Чижова» (GLA – 60,000 кв.м) в Воронеже».

Все большую популярность набирает формат аутлетов. В Московском регионе планируется строительство аутлет-центра в Ликино (Одинцовский район), в Санкт-Петербурге стартовало строительство двух проектов – второй очереди Pulkovo Outlet Village и аутлет-центра Fashion House, начало строительства которого было ранее отложено из-за кризиса. В Екатеринбурге планируется строительство первого аутлет-центра в микрорайоне Солнечный.


Поделиться

Ключевые слова


Поиск
Вы ищете:
Искать в:
Подписка на рассылки Impress Media

Введите, пожалуйста, свой e-mail

Email *