В завершение материалов от 1 апреля 2016 г. и 11 мая 2016 г. юристы Gide Loyrette Nouel рассказывают об остальных изменениях в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровом учете, которые вступят в силу 1 января 2017 г.
Екатерина Виленская, партнер, руководитель практики недвижимости Gide Loyrette Nouel
Ольга Лесманович, юрист практики недвижимости Gide Loyrette Nouel
- В чем заключается принцип межведомственного взаимодействия в новом законе? Что такое «внесение сведений в ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия»?
Данному принципу посвящена новая глава в Законе № 218. Благодаря его развитию больше не потребуется предоставлять учредительные документы юридического лица для государственного кадастрового учета и регистрации прав: Росреестр получает указанные документы самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия.
Также принцип межведомственного взаимодействия будет использоваться при осуществлении действий или принятии органами власти, судами или нотариусами определенных решений, например: внесение изменений в сведения о физическом лице, об организациях, о наложении ареста, о выдаче свидетельства о праве на наследство, об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, об изменении разрешенного использования земельного участка и т.п. В таких случаях соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления, суд или нотариус, направляет указанные выше данные в ЕГРН. Росреестр вносит такие данные в ЕГРН и уведомляет об этом правообладателя.
- Как изменится перечень оснований для приостановления государственной регистрации и кадастрового учета?
Данный перечень изменится и расширится весьма существенно по сравнению с действующим Законом № 122. Так, в новый Закон № 218 вошли основания приостановления, которые являлись основаниями для отказа в регистрации согласно Закону № 122. Основания для приостановления государственной регистрации и кадастрового учета по Закону № 218 ограничивают пределы проведения правовой экспертизы государственным регистратором, исключая из оснований для приостановления действующее в настоящее время сомнение регистратора в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности документов или достоверности указанных в них сведений.
Единственным основанием для отказа в государственной регистрации и кадастровом учете по Закону № 218 является неустранение причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации и кадастрового учета.
Также Законом № 218 установлены более длительные сроки приостановления государственной регистрации по сравнению с Законом № 122. Так, приостановление государственной регистрации и кадастрового учета:
- по решению государственного регистратора составляет три месяца (за исключением отдельных оснований);
- по инициативе заявителя - шесть месяцев (приостановка по данному основанию возможна только один раз).
В настоящее время срок приостановления по решению государственного регистратора составляет один месяц, а срок приостановления по инициативе заявителя - три месяца. Срок приостановления кадастрового учета также составляет три месяца.
- Как изменится объем правовой экспертизы регистратора?
Согласно действующему Закону № 122 государственный регистратор проводит правовую экспертизу представленных заявителем документов. Новый Закон № 218 уточняет и расширяет объем проверки документов регистратором. Так, в обязанности регистратора будет также входить проверка сделки, подлежащей государственной регистрации или являющейся основанием для государственной регистрации права, ограничения или обременения объекта недвижимости, на наличие оснований для признания сделки ничтожной. Отдельно следует отметить, что если сделка совершена без необходимого согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа и не является в силу закона ничтожной, то в ЕГРН вносится запись об отсутствии необходимого согласия при совершении сделки.
- Как изменится ответственностьи регистратора после вступления в силу нового закона?
По сравнению с действующим Законом № 122 в новом Законе № 218 существенно расширена ответственность Росреестра за ненадлежащее исполнение полномочий, которое включает, помимо прочего, ответственность за: (1) утрату или искажение сведений, содержащихся в ЕГРН; (2) полноту и достоверность информации; (3) внесение сведений в ЕГРН, содержащих технические ошибки, которые повлекли нарушение прав и законных интересов правообладателей или третьих лиц, которые полагались на записи в ЕГРН; (4) несоответствие сведений публичных кадастровых карт сведениям, содержащимся в ЕГРН, и т.д. Убытки возмещаются в полном объеме за счет казны РФ. Росреестр имеет право регрессного требования к виновному физическому или юридическому лицу, включая органы государственной власти и местного самоуправления, кадастрового инженера и государственного регистратора. Государственный регистратор возмещает убытки в полном объеме в случае умышленного причинения вреда.
- Как бы вы в целом оценили изменения, внесенные Законом № 218?
На наш взгляд, изменения, внесенные Законом № 218, носят позитивный характер, на это указывает следующее: уточнен и упрощен порядок государственной регистрации и кадастрового учета, сокращены сроки проведения регистрационных и кадастровых процедур, систематизированы в одном ресурсе (ЕГРН) сведения об объекте недвижимости, усилен принцип межведомственного взаимодействия и электронного документооборота. Новеллы призваны сделать процедуру государственной регистрации и кадастрового учета прозрачнее и эффективнее. Однако для успешной реализации указанная реформа законодательства о государственной регистрации и кадастровом учете потребует принятия достаточно большого количества нормативно-правовых актов до 1 января 2017 г.