Изменения природоохранного законодательства РФ в 2016 г. коснулись правоотношений арендаторов и арендодателей офисных и торговых площадей.
С 01 января 2016 г. изменился понятийный аппарат Федерального закона «Об отходах производства и потребления», также с 01 июля 2016 г. вступили в силу нормы, устанавливающие запрет на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению (хранение, захоронение) отходов I – IV классов опасности без лицензии.
Данный запрет распространяется на лиц, реализующих указанные виды работ с отходами I-IV класса опасности.
Итак, в части определения подлежащих лицензированию видов работ введены понятия, ранее не содержащиеся в указанном Федеральном законе:
– сбор отходов – прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
– обработка отходов – предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
При этом более детальные определения также приведены в ГОСТ 30772 (применяется в практике, в том числе судебной), согласно которому:
– сбор отходов – деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами (п.5.26);
– сортировка отходов – разделение и/или смешение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие (п.5.27);
– обработка отходов – деятельность, связанная с выполнением каких-либо технологических операций, которые могут привести к изменению физического, химического или биологического состояния отходов для обеспечения последующих работ по обращению с отходами (п.5.32).
Вместе с тем, многие виды офисного и торгового мусора отнесены к отходам IV класса опасности или после сортировки к V классу опасности в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), который является нормативным правовым актом и содержит перечень и классификационные признаки видов отходов, образующихся на территории Российской Федерации.
То есть если к арендодателю от арендаторов поступают отходы IVкласса опасности, то указанное может расцениваться в качестве сбора отходов IV класса опасности. Кроме того, если на площадях (территориях), сдаваемых в аренду, осуществляются сортировка, разбор, прессование и прочие технологические операции с отходами IV класса опасности для обеспечения последующих работ по обращению с ними, то указанное является обработкой отходов IV класса опасности. Следовательно, на арендодателя распространяются требования о необходимости наличия соответствующей лицензии для выполнения этих видов работ.
На территории Москвы указанная ситуация осложняется тем, что законодательство Москвы в области обращения с отходами в соответствие с федеральным законодательством не приводилось. Закон Москвы «Об отходах производства и потребления в городе Москве» вступил в силу в 2006 г. Последние изменения в него были внесены в 2013 г.
Вместе с тем, в ст.1 Закона Москвы «Об отходах производства и потребления в городе Москве» определены следующие термины:
– раздельный сбор отходов (вторичных материальных ресурсов (ВМР) – деятельность по сбору, временному хранению отходов (ВМР) в соответствии с установленными классами опасности, физическими свойствами и агрегатным состоянием отходов (ВМР), особенностями последующего жизненного цикла и существующими технологиями по их переработке, обезвреживанию и уничтожению;
– сортировка отходов – разделение отходов по видам для их дальнейшего использования, переработки, обезвреживания, захоронения и уничтожения;
Производители отходов обязаны, в частности, обеспечивать раздельный сбор, сортировку отходов; временное хранение ВМР; не допускать смешивания отходов, передаваемых на переработку, если таковое запрещено применяемыми технологиями переработки отходов (ст.7 Закона Москвы «Об отходах производства и потребления в городе Москве»).
Деятельность по сбору, хранению, переработке и обезвреживанию отходов осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов Москвы (п.1 ст.8 Закона Москвы «Об отходах»).
То есть получается, что законодательство в области обращения с отходами Москвы обязывает осуществлять с отходами виды работ, подлежащие лицензированию (если указанные отходы отнесены к IVклассу опасности).
Для разъяснения сложившейся ситуации Юридическим центром промышленной экологии (promecolog.ru) были сделаны запросы в Росприроднадзор и в Минприроды России о необходимости в связи с изменением федерального законодательства наличия лицензии у арендодателей офисных и торговых помещений, которые принимают отходы от арендаторов; об обоснованности отнесения подобной деятельности к сбору отходов.
Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти заняли диаметрально противоположенные позиции.
Согласно позиции Росприроднадзора (письмо от 29 июля 2016 г. № АА-03-03-32/12644), если в рамках любой сделки, в том числе договора аренды, право собственности на отходы переходит от арендаторов к арендодателю, то указанное является сбором отходов (прием или поступление отходов от третьих лиц) в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов, и не имеет значения наличие промежуточной стадии – накопления отходов. Лицензия требуется.
Минприроды России (письмо от 02 августа 2016 г. № 12-47/19099) полагает, что если прием отходов арендодателем от арендаторов, осуществляемый в рамках обслуживания площадей, сданных в аренду, является накоплением отходов, то он не может относиться к сбору и лицензия не требуется.
На основании изложенного и во избежание необходимости получения указанных лицензий из положений договора аренды требуется исключать нормы, указывающие на переход прав на отходы, образуемые на сдаваемых в аренду площадях (территориях), а также детально прорабатывать в договорах аренды вопросы, связанные с употреблением терминологии законодательства РФ в области обращения с отходами.
Заместитель генерального директора Юридического центра промышленной экологии Д.М. Обухова