Объем офисных сделок в секторе информационных технологий и телекоммуникаций (ИТиТ) на московском рынке недвижимости в I полугодии 2015 г. снизился до минимального уровня с 2011 г. Компании сектора ИТиТ купили и арендовали 24,6 тыс. кв. м офисных площадей, что на 28% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Тем не менее, на фоне активного развития рынка инновационных технологий в мире и России, а также постоянной информатизации общества, сегмент ИТиТ в среднесрочной перспективе имеет огромный потенциал для развития, следует из отчета международной консалтинговой компании Colliers International.
С 2006 г. объем арендованных и купленных офисных площадей сектором ИТиТ составлял в среднем 50-100 тыс. кв. м в год, при этом в 2011 г. было зафиксировано рекордное количество сделок в этом секторе – 206 тыс. кв. м. В 2014 г. конъюнктура рынка повлияла на планы арендаторов, в результате чего лидирующие позиции по объему сделок на рынке офисной недвижимости Москвы с начала 2015 г. перешли к сегментам профессиональных услуг и производственных компаний.
Несмотря на снижение совокупного объема спроса с 2012 г., средний размер арендуемого блока увеличился с этого периода. По итогам 2014 г. средняя площадь занимаемого офиса составила
2 000 кв. м, что на 35% больше, чем в 2013 г. (1 400 кв. м) и на 60% больше, чем в 2012 г. (1 200 кв. м). При этом наиболее крупными арендаторами ИТ-сектора остаются российские компании, средний размер арендуемого ими блока по итогам 2014 г. составил 2 600 кв. м. Иностранные бренды на фоне сокращения планов развития в России, интересуются офисами небольших размеров. В I квартале 2015 г. размер занимаемого ими блока снизился до 670 кв. м, тогда как еще в 2014 г. они арендовали 1 500 кв. м.
В течение 4-х последних лет российские компании формировали до 80% спроса. Большая часть офисов российских ИТ-компаний сконцентрирована на Юго-Западном направлении в районе МКАД (21% всех компаний Москвы) и в районе Войковский (14%). При этом иностранные компании выбирают чаще Северо-Западное направление и центральные районы города, например, в Павелецкий деловой район (16%).
В последние 2-2,5 года на рынке также наблюдается активное смещение спроса со стороны компаний-сектора ИТиТ в сторону более качественных офисов класса А. Наиболее выраженный рост доли офисов класса А в структуре поглощения отмечается с середины 2014 г. на фоне постепенного снижения ставок аренды. В конце 2014 г. доля офисов класса А составляла 60% в структуре спроса, а в I полугодии 2015 г. на офисы класса А пришлось свыше 90% сделок. В основном данный рост обеспечивается развитием крупных российских компаний, которые занимают 40% офисов класса А. Более мелкие российские компании, ориентированные на рынок Московского региона, арендуют чуть более 25% помещений класса А, примерно столько же приходится на крупные международные организации.
Вера Зименкова, директор по работе с корпоративными клиентами Colliers International Россия: «Несмотря на снижение объема купленных и арендованных площадей, вызванное ухудшением экономической и политической ситуации в России, сектор ИТ и телекоммуникаций имеет огромный потенциал для развития. Из-за вероятного сохранения двухсторонних санкций российские компании будут более активными, а спрос на офисы класса А с их стороны и размер заключаемой ими средней сделки будут постепенно увеличиваться в среднесрочной перспективе. Наибольшим потенциалом сегодня обладают компании-разрабо
Олеся Дзюба, директор по аналитике Colliers International Россия: «Учитывая сегодняшнюю политическую обстановку и санкции, российские компании будут более активными, а спрос на офисы класса А с их стороны и размер заключаемой ими средней сделки продолжат постепенный рост в среднесрочной перспективе. Таким образом, в ближайшее время российские компании сегмента ИТиТ составят внушительную долю спроса на офисные площади за пределами центральных локаций. Дальнейшее развитие онлайн торговли и разнообразных онлайн-сервисов, а также информатизация общества будут способствовать сохранению лидирующих позиций сегмента ИТиТ в общем объеме сделок аренды и продажи офисных площадей».