Торговые площади - ввод минимален


10.11.2017 , Исследования рынка
Торговые площади - ввод минимален

По итогам 2017 г. в России ожидается минимальный ввод торговых площадей за последние 5 лет – порядка 800 тыс. кв. м, и в следующем году объем нового строительства останется на таком же уровне.

В третьем квартале 2017 г. было открыто 3 торговых объекта общей арендуемой площадью 138 тыс. кв. м, причем на Москву пришлось 86% от объема за счет ввода крупномасштабного проекта Вегас Кунцево (GLA 119 тыс. кв. м). Всего до конца года ожидается ввод такого же объема торговых площадей, как за три первых квартала 2017 г. – около 400 тыс. кв. м. До конца года ожидается открытие торгового центра «Миля» (GLA 19 тыс. кв. м) и небольшого районного торгового центра «Петровский» (GLA 8 тыс. кв. м) – данный формат торговых центров внутри жилых районов набирает все большую популярность.

«В 2017 г. сократилось количество крупномасштабных проектов. Если средний размер введенных в эксплуатацию проектов в 2016 г. составил 43 тыс. кв. м, то в 2017-м – уже 34 тыс., - комментирует Татьяна Дивина, старший директор отдела исследований Cushman & Wakefield. - Причем среди относительно крупных проектов (с арендуемой площадью более 50 000 кв. м) в 2017 г. более половины – это дополнительные фазы уже функционирующих проектов (в 2016 г. эта доля составляла всего 10%). Таким образом, новых крупных проектов действительно единицы, - в 2017 г. в основном строились небольшие районные торговые центры».

С начала года объем запланированных к вводу проектов сократился в два раза (по состоянию на 1 кв. 2017 г. девелоперами был анонсирован ввод 1,6 млн кв. м торговых площадей в 2017 г.). Однако в четвертом квартале ожидается минимум переносов, так как девелоперы и ритейлеры будут стремиться запустить проекты до новогодних праздников, чтобы захватить традиционный всплеск потребительской активности.

Новые торговые центры, выведенные на рынок с высоким уровнем вакансии в 2015-2017 гг.,  постепенно заполняют свободные площади. С начала 2015 г. на рынке очень активно обсуждалась тема «deadmalls» (пустующих торговых центров в Америке, которым пришлось закрыться ввиду отсутствия спроса). Вопросы вызывала высокая доля свободных площадей в торговых объектах, выводимых на рынок с конца 2014-начала 2015 гг.

Опасения по поводу «навсегда опустевших» торговых центров не оправдались. Все проекты, вышедшие на рынок с долей вакансии 30-50%, постепенно находят своих арендаторов. Некоторые быстрее, некоторые - медленнее, но все планомерно снижают уровень вакансии. Конечно, значительную роль здесь играет и снижение строительной активности. Именно эти торговые объекты сейчас являются самым ярким индикатором ситуации на рынке. 


Поделиться

Ключевые слова


Поиск
Вы ищете:
Искать в:
Подписка на рассылки Impress Media

Введите, пожалуйста, свой e-mail

Email *