У кого в Москве самые комфортные офисы?

Самыми комфортабельными офисами в Москве располагают американские компании, интерьеры которых предусматривают в среднем 12 кв. м на каждого сотрудника. Данный показатель на 13% выше среднего уровня плотности рассадки сотрудников – 10,5 кв. м на человека. 

7131

Такие результаты были получены в ходе исследования офисов европейских, американских, азиатских и российских компаний, реализованных в период с 2015 по 2017 гг. в московских бизнес-центрах класса «А» и «В» в формате услуг fit-out, проведенного компанией PRIDEX. В ходе сбора информации были проанализированы проекты из 20 стран общей площадью более 500 000 кв. м.

Наиболее плотная рассадка была отмечена в офисах компаний из азиатского региона, где на 1 сотрудника приходится 8,8 кв. м. Другими словами, в офисе американской компании на площади 1000 кв. м в среднем размещается 80-90 сотрудников, в азиатской – 110-120 человек.

Европейские и российские работодатели предлагают наемным работникам примерно схожие по показателям плотности рассадки офисы: в первом случае сотрудники могут рассчитывать на 11,2 кв. м на 1 человека, тогда как офисы отечественных компаний предусматривают 10,9 кв. м, что очень близко к среднерыночному показателю.

Планировочные решения

Особенности корпоративных культур отражаются в структуре распределения площадей внутри офисных интерьеров, что позволяет делать выводы относительно специфики планировочных решений, характерных для компаний из различных регионов.

Планировки офисов азиатских компаний подчинены идее максимально рационального использования пространства. В структуре таких проектов на зону openspace приходится 64,7%, что почти на 15% превышает средний показатель для рынка. Вместе с тем благодаря продуманному расположению рабочих станций азиатским компаниям удается достигнуть максимальной эффективности использования арендуемых площадей. В поле зрения исследования не попало ни одного офиса, занимаемого азиатской компанией, в котором присутствовали коридоры или другие неэффективные помещения.

Офисы европейских компаний объединяет повышенное внимание к организации горизонтальных связей в коллективе, которое выражается в увеличенной доле рекреационных помещений (кофе-поинтов, игровых, лаунж зон и пр.), что говорит о демократичном подходе к выбору планировочных решений при обустройстве рабочего пространства. На помещения комфорта в офисах европейских компаний отводится 6,9% от всей площади офиса. 

Американские компании предпочитают просторные имиджевые интерьеры. В рамках исследования были выявлены следующие детали: на рецепции в офисах американских компаний выделяется почти на 30% больше площади, чем в среднестатистическом московском офисе. Особое внимание уделяется и клиентским зонам, состоящим из переговорных, – на них американцы выделяют 13,1% при рыночной норме 10,6%.

Отличительной особенностью офисов российских компаний являются кабинетные системы. На их долю приходится 12,6%, тогда как в среднестатистическом офисе кабинетов на 2% меньше. Зачастую проекты российских офисов предусматривают обособленные VIP-зоны, которые могут занимать отдельный этаж, а персональное пространство менеджера включает в себя приемную, рабочее место личного ассистента, комнату отдыха, санузел и т.д.

Вместе с тем планировки, создающие сверхкомфортные условия для менеджмента, характерные для российских компаний, имеют обратную сторону – низкую эффективность использования арендуемых помещений. По этому показателю офисы отечественных компаний являются аутсайдерами – на долю подобных помещений приходятся рекордные 9%, что на 1,5% больше, чем в среднем по рынку.

Затраты

Самые дорогие проекты на московском рынке fit-out реализуют российские компании. Стоимость 1 кв. м отделки для российского клиента составляет 63 800 руб., что на 19% выше, чем средняя цена отделки офиса класса «А». На втором месте по стоимости отделки 1 кв. м офиса расположились азиатские заказчики, чьи затраты составляют в среднем  62 800 руб. Высокий уровень затрат азиатских компаний обуславливается необходимостью создания максимально комфортных условий в офисах с уплотненной рассадкой, что предполагает необходимость использования дорогостоящих инженерных систем (кондиционирования, вентиляции, мультимедиа и пр.). На одну позицию ниже расположились европейские компании, тратящие на 1 кв. м около 57 500 руб., что немногим выше среднерыночных показателей. Замыкают рейтинг американские компании с показателем 51 200 руб. за 1 кв. м. Относительно низкий показатель американских компаний связан с тем, что стоимость проектов «размывается» по большой площади офиса.

Особенности проектов

За право называться наиболее комфортным openspace соперничают азиатские и американские офисы. Различающиеся между собой корпоративные культуры накладывают свой отпечаток на концепцию интерьеров.

С одной стороны, площадь рабочей станции в openspace американской компании составляет 6,3 кв. м, что является самым высоким показателем на рынке. Тогда как самыми дорогими рабочими местами в открытых зонах располагают офисы компаний из азиатского региона, которые в среднем тратят 377 000 руб. на станцию площадью 6 кв. м, что на 15% больше, чем затраты американских компаний. На практике разница заключается в лучшем уровне инженерии: вентиляции, кондиционировании и освещении в офисах азиатских компаний, а также большей площади персональных рабочих мест у американских работодателей. 

Самыми комфортными и дорогостоящими кабинетами располагают менеджеры высшего и среднего звена в офисах российских компаний. Средняя площадь помещения, предназначенного для линейного руководителя, составляет 19,9 кв. м, кабинета топ-менеджера – 63,7 кв. м. При этом средняя стоимость отделки кабинета в российских компаниях составляет 1 268 000 руб., максимальные значения могут достигать 15 000 000 – 20 000 000 руб.

Именно эта особенность обусловила наиболее высокий уровень затрат российских заказчиков при обустройстве новых офисов в пересчете на 1 сотрудника, составляющий 695 000 руб., что примерно на 10% выше среднего показателя.

Наименьший уровень затрат в пересчете на 1 сотрудника наблюдается в рамках проектов отделки офисов азиатских компаний, укладывающихся в среднем в 555 000 руб. Подобной оптимизации удается достигнуть за счет рационального подхода к планировкам интерьеров.

Стоимость обустройства офисов европейских и американских компаний близка к среднему для рынка уровню и составляет 646 000 руб. на 1 сотрудника в первом случае и 611 000 руб. на 1 сотрудника – во втором.

Сергей Кудрявцев, партнер PRIDEX: «Сравнение офисных интерьеров заказчиков из различных стран, которое было проведено в рамках нашего исследования, подтвердило наличие нескольких ярко выраженных подходов к зонированию и отделке офисов. Причем данные статистики американских, российских и азиатских офисных интерьеров представляют собой однородный массив, тогда как данные статистики офисов европейских заказчиков значительно варьируются – их объединяет лишь фактор повышенной роли рекреации. Такое положение дел говорит о сильных национальных подходах среди европейских заказчиков, которые могут существенно отличаться по тем или иным показателям. Например, у итальянских заказчиков прослеживается значительная доля площади, введенной под кабинеты, тогда как у компаний из Северной Европы этот показатель близок к нулю». 



иГРОКИ РЫНКА

Multispace

Кудрявцев Сергей

Строительство

PRIDEX

Материалы по теме

Сюжет

Уникальный стеклянный офис в Гонконге

Старую фабрику в Гонконге, которая раньше была унылым сооружением из бетона, переделали в ультрасовременный офис из стекла и стали. 

05.07
Сюжет

В чем прелесть модульных офисов?

Российский архитектор-футуролог Артур Скижали-Вейс изобрел сеть модульных офисов, предназначенных для удаленной работы. 

20.06
Сюжет

Будущее уже наступило: первое 3D здание в Дубае

В Дубае открылось первое в мире офисное здание, которое было создано при помощи технологии 3D-печати. 
08.06

журнал CRE 3 (437)

Март, 2024
Стратегическим партнером журнала в 2024 году является компания PIONEER Вышел из печати мартовский выпуск журнала (№3, 2024). Соредактором CRE в этот раз стал Алексей Мирошников, генеральный директор компании PIONEER. ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ: Летучка Алексей Мирошников: «ЗАДАВАТЬ ТОН ПРОДОЛЖАТ СИСТЕМНЫЕ СТОЛИЧНЫЕ ДЕВЕЛОПЕРЫ»   Склады и логистика МЕДВЕЖИЙ УГОЛ Объем сделок на рынке складской недвижимости сравнялся с московским   Инвестиции ЗАКРЫТЫЙ ПОКАЗ ЗПИФы установили историчес...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (18-24 марта)

Крупные сделки аренды офисов и складов, переговоры по Дмитровскому логистическому парку, крупные офисные проекты ПИК и Галс, старт строительства СберСити и другие новости - в нашей традиционной подборке за неделю.
24.03
Источник: Mall Management Group
Открытие

ТЦ «Кузьминки Молл» открылся

Общая площадь торгового центра составляет 70 тыс. кв. м, арендопригодная - 33 тыс. кв. м. Более 90% площадей ТРЦ сданы в аренду.
28.03
Источник: cre.ru
События

Араз Агаларов, основатель и владелец Crocus Group, о теракте 22.03

Случилась страшнейшая трагедия, и уже было сказано, что за последние 20 лет ничего подобного не происходило.
24.03
Источник: Nikoliers
Переговоры

В Петербурге продают ресторан на Ласковом пляже

Эксклюзивным брокером двухэтажного здания ресторана «Атлантис» площадью 830 кв. м и участка почти на 3 000 кв. м под ним выступает компания Nikoliers. Стоимость - 350 млн рублей.
28.03
Источник: CRE
Управление недвижимостью

RD Management пришла на «Место встречи»

Компания заключила соглашение с ADG group на обслуживание 11 бывших кинотеатров.
28.03
Источник: Пресс-служба Nikoliers
Открытие

Sokolov достиг 500

Sokolov открыл 500-й розничный магазин.
 
22.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre