На развитие ТЦ малого формата

Елена Шевчук, вице-президент, партнер GVA Sawyer.
5346
К ТЦ малого формата относятся Микрорайонные и Районные торговые центры.

В соответствии с принятой классификаций Urban Land Institute (ULI):

1. Convenience center (микрорайонный торговый центр)
2. Neighborhood center (районный торговый центр)

Т.е. это торговые центры формата «у дома», расположенные в спальных районах города, в пешей доступности к густонаселенным жилым массивам, имеющие своих постоянных лояльных покупателей, рассчитанные, прежде всего, на совершение каждодневных покупок.

При реализации объектов такого формата нужно учитывать, что  именно местоположение является наиболее важным фактором для  успешности будущего ТЦ.

Площадь таких торговых центров в Москве составляет в среднем 5000 – 15000 кв.м.  В основе концепции такого торгового центра – сильный продуктовый «якорь». Также в таком объекте, в зависимости от его площади и конкурентного окружения могут присутствовать такие «якорные» арендаторы, как детские универмаги, магазины бытовой техники и электроники, реже - универмаги спортивных товаров. В составе торговой галереи могут располагаться магазины парфюмерии, косметики, одежды, обуви (чаще всего несетевые операторы), магазины сопутствующих товаров – аптеки, оптики, белье, аксессуары, предприятия услуг (ремонт обуви, одежды, химчистки) и т.п.

Нужно отметить, что торговые центры малого формата, местоположение которых отвечает рыночным критериям для таких объектов, с грамотно подобранным востребованным в данном конкретном районе составом арендаторов всегда пользовались и пользуются успехом среди покупателей. Даже в условиях растущей конкуренции, когда недалеко строится крупный торгово-развлекательный молл, за товарами повседневного спроса покупатели все-таки предпочитают ходить в магазины «у дома», которые буквально расположены на пути их следования домой с работы, и в этом главное преимущество таких ТЦ.

Также стоит отметить, что в последние время наблюдается некоторый отток посетителей из крупных ТЦ и их возврат в малые торговые объекты. По данным Watcom Shopping Index, который рассчитывается на основе данных о реальной посещаемости торговых центров, на июль 2014 г. по сравнению с июлем 2013 г. в Москве зафиксировано падение в посещаемости крупных торговых центров, а именно: суперрегиональных - на 30%; региональных с GLA более 40 тыс. кв. м - на 9% и незначительный (+7%) рост посещаемости более мелких объектов.

Это объясняется тем, что потребители начали понемногу уставать от посещения больших региональных и суперрегиональных объектов – к ним дольше добираться, в них тратится значительное время, а за счет большого выбора товаров повышается вероятность совершения импульсных покупок,  которые, соответственно, ведут к незапланированным бюджетом тратам. Поэтому, если у потенциального покупателя основная цель – приобретение конкретных товаров, а не проведение выходного в ТРЦ с семьей, то он, разумеется, предпочтет отправиться в небольшой районный центр. Востребованность формата районных центров объясняется тем, что сейчас в столице не хватает магазинов шаговой доступности. Столичные власти уже начали уделять внимание этому вопросу. В 2013 году правительство Москвы подготовило программу по ликвидации дефицита торговых площадей в городе путем размещения небольших торговых галерей, площадью до 4000 квадратных метров.

Конечно, успешность любого объекта обеспечивается не только изначально выбранной и реализованной грамотной концепцией. В процессе работы каждого ТЦ собственники или УК должны обязательно анализировать изменения структуры спроса в зоне охвата ТЦ, изменяющуюся конкурентную среду, необходимо постоянно проводить маркетинговые мероприятия по продвижению объекта на рынке, сохранению лояльных и привлечению новых потенциальных посетителей. Для районных ТЦ, основные посетители  которых  проживают не более  чем в 10-15-минутной пешей доступности, такая работа наиболее актуальна, т. к. зона охвата малых ТЦ относительно невелика, по сравнению, например, с крупными ТРЦ, зона охвата которых измеряется в основном транспортной доступностью. Т.е. потеря даже небольшой доли лояльных посетителей объекта, может стать для него серьезной проблемой и существенно снизить посещаемость. Это значит, что именно для районных объектов нужно наиболее внимательно отслеживать все изменения в окружении объекта  – покупательскую способность, изменение численности и структуры района, изменение потребностей целевой аудитории торгового центра. И при необходимости проводить соответствующие мероприятия по поддержанию конкурентоспособности ТЦ. К таким мероприятиям могут относиться как маркетинговые акции  для поддержания интереса к ТЦ, так и более серьезные действия – замена арендаторов, корректировка ценового формата ТЦ, изменение его концепции.


журнал CRE 3 (437)

Март, 2024
Стратегическим партнером журнала в 2024 году является компания PIONEER Вышел из печати мартовский выпуск журнала (№3, 2024). Соредактором CRE в этот раз стал Алексей Мирошников, генеральный директор компании PIONEER. ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ: Летучка Алексей Мирошников: «ЗАДАВАТЬ ТОН ПРОДОЛЖАТ СИСТЕМНЫЕ СТОЛИЧНЫЕ ДЕВЕЛОПЕРЫ»   Склады и логистика МЕДВЕЖИЙ УГОЛ Объем сделок на рынке складской недвижимости сравнялся с московским   Инвестиции ЗАКРЫТЫЙ ПОКАЗ ЗПИФы установили историчес...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (18-24 марта)

Крупные сделки аренды офисов и складов, переговоры по Дмитровскому логистическому парку, крупные офисные проекты ПИК и Галс, старт строительства СберСити и другие новости - в нашей традиционной подборке за неделю.
24.03
Источник: Mall Management Group
Открытие

ТЦ «Кузьминки Молл» открылся

Общая площадь торгового центра составляет 70 тыс. кв. м, арендопригодная - 33 тыс. кв. м. Более 90% площадей ТРЦ сданы в аренду.
28.03
Источник: cre.ru
События

Араз Агаларов, основатель и владелец Crocus Group, о теракте 22.03

Случилась страшнейшая трагедия, и уже было сказано, что за последние 20 лет ничего подобного не происходило.
24.03
Источник: Nikoliers
Переговоры

В Петербурге продают ресторан на Ласковом пляже

Эксклюзивным брокером двухэтажного здания ресторана «Атлантис» площадью 830 кв. м и участка почти на 3 000 кв. м под ним выступает компания Nikoliers. Стоимость - 350 млн рублей.
28.03
Источник: CRE
Управление недвижимостью

RD Management пришла на «Место встречи»

Компания заключила соглашение с ADG group на обслуживание 11 бывших кинотеатров.
28.03
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гонка вооружений

Сразу после теракта в «Крокус Сити Холле» большинство девелоперов и управляющих компаний сообщили об усилении мер безопасности: установке дополнительного оборудования, найме сотрудников со спецподготовкой, сборах, учениях. Представители ряда профессиональных ассоциаций и профильные чиновники, кроме того, предложили снять вето на работу в торговых центрах и других объектах вооруженных охранников. Эксперты CRE обсуждают, как повлияла трагедия на отношение к безопасности во всех сегментах и почему реальных решений по-прежнему немного.

Текст: Иван Майоров. Журнал CRE
26.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre