Ни для кого не секрет, что траффик в ТЦ подчинен принципу сезонности: он то прирастает, то снижается. Поэтому я как арендатор считаю справедливой выплату процента с продаж, исходя из реальных выручек точки за месяц. Судя по нашему опыту, не все арендодатели готовы работать по этой схеме и идти навстречу при заключении договоров. В основном, скидки, бонусы и арендные каникулы предоставляют только собственники тех торговых центров, в которых сильно упал траффик. В топовых ТЦ различные программы лояльности практически отсутствуют, но там и размер выручки существенно больше. Если рассматривать ситуацию в регионах, то там арендные ставки примерно в 2-3 раза ниже московских.
Кроме схемы выплаты арендной ставки, мы сталкиваемся с другой проблемой. На этапе заключения договора достаточно остро встает проблема выбора валюты. Я являюсь сторонником рублевого начисления ставки, так как в условиях стремительно меняющегося курса валют не хочу брать на себя дополнительные риски. Исходя из тех же расчетов, многие арендодатели отказываются работать на таких условиях, однако, соглашаются зафиксировать его курс на определенный срок, который обычно составляет 6-12 месяцев. В регионах ситуация прямо противоположная – там мы заключаем только рублевые договоры.