Точка зрения на специфику управления объектами коммерческой недвижимости для частных инвесторов

Владимир Рыбаков, глава представительства управляющей компании AYONA IP

2598

Владимир Рыбаков, глава представительства управляющей компании AYONA IP

 

Недвижимость всегда являлась одним из наиболее надежных способов сохранения и увеличения капитала. Тема становится актуальнее в период серьезных экономических трудностей и резких колебаний курса национальной валюты. Естественно, любой инвестор и собственник коммерческой недвижимости рассчитывают на максимальный доход с объекта в период пользования им или, как минимум, роста его капитализации со временем. Очевидно, что такой результат получается путем увеличения прибыли от реализации помещений и предоставления дополнительных услуг арендаторам в доходной части бюджета, и сокращения издержек при эксплуатации и техническом обслуживании недвижимости в расходной.

Однако, при всей простоте уравнения, добиться стабильного постоянного дохода удается немногим. В одном только Сити более 40% вакантных площадей. В сегодняшних условиях даже опытные девелоперы испытывают серьезные сложности с заполнением пустующих площадей. Что уж говорить о не профессиональных инвесторах, которые зачастую в панике готовы согласиться на любые условия, предложенные арендатором. При этом очень многие забывают, что удержать арендатора при пролонгации договора аренды (а иногда и в период его действия) бывает также сложно как при заключении нового контракта. Что же делать людям и компаниям далеким от рынка коммерческой недвижимости?

В подобных ситуация необходима поддержка профессионалов. Некоторые пытаются решить эти вопросы самостоятельно, пытаясь создать собственную структуру (как правило, на базе внутреннего АХО). Учитывая специфику взаимоотношений арендодателя и арендатора, эксплуатации современных зданий и сложнейших инженерных систем, эффективность этого решения вызывает сомнения. Очень часто «самоуправление» оборачивается потерями не только времени и денег, но и деловой репутации. Для нас, очевидно, что рациональнее передать рычаги управления этими вопросами профессиональным специалистам.

Доходная часть

Переговорный процесс с арендатором – тема для отдельного разговора. Хотелось бы обратить особое внимание на то, что достичь оптимальных коммерческих условий можно только являясь профессионалом в области недвижимости, глубоко зная рынок и четко понимая специфику взаимоотношений собственника и арендатора. Условия, которые будут достигнуты на стадии переговоров, важны не только с точки зрения коммерческой составляющей, но и комфортного взаимодействия сторон в течение всего срока действия договора.     

Большую роль при выборе офиса арендатором играют дополнительные услуги, которые имеет возможность оказывать управляющая компания (УК): клининг, обслуживание внутренних инженерных систем, получение необходимой разрешительной документации в случае ремонта и перепланировки офиса, предоставление дополнительных сервисов и т.д.. Они существенно повышают статусность рассматриваемого объекта и облегчают работу арендатора. Принцип «одного окна» в решении текущих вопросов востребован не зря. Экономия времени и ресурсов имеет большое значение для бизнеса. Современные деловые центры - это совмещение рабочего пространства с развитой инфраструктурой и возможностью решения любых насущных вопросов, как для компаний на уровне b2b, так и для их сотрудников на бытовом уровне.

Рыночная цена объекта зависит от целого ряда факторов: общей экономической ситуация в стране и регионе, состояния рынка недвижимости, уровня конкуренции в заданной локации и т.д. Безусловно, стоимость здания будет зависеть от классности объекта, т.е. его качественных характеристик. А на это, в свою очередь, влияет уровень эксплуатации объекта. При правильном управлении и техническом обслуживании удается поддерживать качество объекта на должном уровне, и нивелировать естественный износ здания.

Расходная часть

Постоянная и значительная статья расходов приходится на затраты по содержанию объекта. Это относится как к зданию целиком, так и к его части. Техническая эксплуатация съедает до 25% от расходной части бюджета. При эффективном управлении расходы снижаются за счёт грамотной эксплуатации инженерных систем, оптимизации энергозатрат и т.д.

Комфорт на объекте - это не только требуемый микроклимат, поддержание правильной температуры и влажности воздуха, но и грамотное планирование офисного пространства, а также необходимый уровень сервиса. Важными являются такие моменты, как: адресный подход в общении с арендаторами, четкое соблюдение договорных обязательств, предоставление дополнительных услуг. Огромную роль играет безопасность объекта, начиная от организация пропускного режима и заканчивая наличием современных систем видеонаблюдения и оповещения.

Почему выгодно отдавать объекты в руки сторонней УК?

Делегирование обязанностей избавляет собственника помещения от головной боли связанной с контролем исполнения обязательств арендаторами, администрирования договоров аренды, проблем  с эксплуатацией, безопасностью и решения массы других вопросов.

Крупные девелоперы, как правило, имеют свои управленческие структуры, хотя и они в последнее время часто обращаются к профессиональным сторонним УК. Для частного инвестора или компании, для которых недвижимость является непрофильным активом, это не только серьезные финансовые и временные затраты на создание внутренней команды (а найти профессионалом на рынке крайне тяжело), но и масса специфических вопросов, которые необходимо решать начиная с даты  ввода помещения в эксплуатацию. Стоит обратить внимание, что уже на этой стадии  участие специалистов, которые будут заниматься техническим обслуживанием помещений не просто желательно, а необходимо.

Немаловажным также является установление правильных отношений с УК здания (если мы говорим о владении несколькими этажами или части объекта недвижимости), которые должны регламентироваться соответствующим договором. В контракте должны быть предусмотрены механизмы взаимодействия по самому широкому кругу вопросов, начиная от пропускного режима и заканчивая процедурами согласования проектной документации.

Передача объекта УК обеспечивает инвесторам ряд преимуществ. Это профессиональный подход к следующим вопросам:

·         технической эксплуатации, а также профессионального решение задач по ремонту, модернизации офиса и его перепланировке;

·         юридического характера, для составления  грамотного договора аренды и прочих сопутствующих контрактов и соблюдения требований законодательных актов и нормативов;

·         бухгалтерии и налоговой отчётности, для своевременной сдачи всех типов отчётных документов;

·         коммерческих отношений, в первую очередь по привлечению и текущему взаимодействию арендаторов. Качество арендаторов в значительной степени влияет на стоимость актива в целом;

·         предоставления дополнительных услуг и сервисов.

Грамотное управление объекта позволит поддержать планируемую доходность объектов и минимизировать простой офисов даже в условиях кризиса. 



журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством жилья, апартаментов или МФЦ   Nota...

Популярное

Источник: ЦДМ
Сделка

ЦДМ переехал с Лубянки на «Киевскую Площадь»

ГК «Киевская Площадь» стала новым собственником объекта. В том, что это рыночная сделка, есть сомнения.
 
12.04
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (8-14 апреля)

Расширение Industrial City Жуковский, новый складской проект Radius Group, региональная экспансия Lamoda Sport и Zenden, страсти по «Мегамаркету» на площади ИКЕА, переход ЦДМ под крыло «Киевской Площади», активная ротация арендаторов в мытищинском «Июне» и другие новости - в нашей традиционной подборке.
14.04
Источник: Дмитровский логистический парк
Сделка

В Дмитровском логистическом парке сдали 2,9 тыс. кв. м в субаренду

Новым резидентом стал производитель non-food. Брокер сделки – Bright Rich | CORFAC International.
12.04
Источник: Остров Мечты
Экспертный анализ

Дома лучше: торговые центры стали главными конкурентами путешествий

Торговые центры четвёртый год называются основными летними бенефициарами сложностей с поездками в другие страны и в разы подорожавшего отдыха в России. Однако на фоне сохраняющегося шока от ухода большей части иностранных арендаторов, инфляции, продолжающегося спада доходов, изменения потребительского поведения и сокращённых маркетинговых бюджетов удивлять посетителей всё сложнее.

Текст: Влад Лория. Журнал CRE Retail.
12.04
Источник: cre.ru
CRE Awards

Победители CRE Moscow Awards 2024

Поздравляем победителей XXI Премии CRE Moscow Awards 2024, торжественное награждение которых прошло сегодня в Барвиха Luxury Village!
18.04
Источник: CRE
Игроки рынка

Выручка Pridex в 2023 году достигла 54,5 млрд рублей

Портфель активных проектов компании превысил 220 тыс. кв. метров.
18.04
Источник: ЦДМ
Экспертный анализ

Рыночек порешал

На днях было объявлено о закрытии сразу двух сделок, названных отдельными экспертами «нерыночными» или «рыночными с оговорками» – ГК «Киевская площадь» купила у «Галс-Девелопмент» ЦДМ, а «Торговые галереи» – российский портфель активов входящей в группу семьи Мюлье Ceetrus. Обе сделки имеют все шансы стать не только самыми крупными в сегменте торговой недвижимости, но и по итогам 2024 года в целом.

Текст: Евгений Арсенин. Журнал CRE Retail
17.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre