Франчайзинг – нюансы, сложности, преимущества

Алексей Гисак, сооснователь сети лапшичных «Воккер»

9598

Алексей Гисак, сооснователь сети лапшичных «Воккер»

Делая собственный бизнес и получив первый успешный проект, многие задумываются о тиражировании успеха с помощью франчайзинга. Но не стоит спешить, задумайтесь о том, что, кроме товарного знака, вы можете предложить потенциальным партнерам.

На мой взгляд, франчайзи платит за сэкономленное время, деньги и несовершенные потенциальные ошибки, на которых вы уже набили шишки. Обычно мы не рекомендуем продавать франшизу людям, у которых только 1 кафе. Для выявления системности и понимания модели необходимо иметь хотя бы 3 заведения. Ведь партнер готовится приобрести успешную отлаженную систему. Он хочет заплатить за защищенную и менее рисковую модель входа. И главный вопрос в том, владеете ли вы сами этой системой? Если вы исчезнете на неделю без связи, не рухнет ли все как карточный домик? Будет ли учет понятным и прозрачным, а стандарты работы так же соблюдаться и в ваше отсутствие? Чтобы понять суть франшизы, надо допустить, что все ваши точки ничем не отличаются от франшизных. И на вопрос, а сколько человек мне нужно, чтобы франшиза работала, я отвечаю - столько же, чтобы работали ваши точки. Если у вас бардак в 2-х заведениях, то в случае франчайзи масштабы этого бардака вырастут в разы.  

Кончено, преимуществом масштабирования по франчайзингу является скорость масштабирования и затраты на него - вы достаточно быстро можете нарастить собственную сеть за счет партнеров. Однако важно понимать, что это не совсем собственная сеть и вы в определенной мере зависимы от франчайзи - если плохого сотрудника можно уволить, то с партнером так просто не расстанешься. Ошибка в выборе человека может стоить вам очень дорого. Партнер может переоценить перспективы собственного региона, обладать недостаточным операционным опытом и уверенностью, что за него все сделают.

Например, сейчас мы выбираем партнеров, имеющих профессиональный опыт в сфере торговли, питания или услуг. Наш бизнес абсолютно человекозависим и человекоориентирован, поэтому партнер, который не знает, как организовать команду и операционно работать с ней изо дня в день, вряд ли добьется успеха в этом деле. Но кроме профессиональных качеств, очень важно обращать внимание на человеческие, важно понять, насколько мы можем найти общий язык. Потому что даже самое легкое общение в начале становится со временем чуть более сложным, поскольку пересечений и ситуаций становится больше. И человек, с которым нам изначально сложно, не станет нашим партнером, не смотря на весь его профессионализм и опыт.  

Вообще стратегия развития франшизы должна идти параллельно стратегии развития продукта и в целом отвечать рыночным реалиям. На мой взгляд, рынок фаст-фуда в России только начинает развиваться, и его ждет дальнейший рост, тем более, что это исключительно функциональная категория, которая не проседает в кризис.

К запуску франшизы мы готовились очень долго и серьезно. Первые запросы поступали нам еще в 2009 г., а продавать ее мы начали только с конца 2013 г. Мы переналаживали собственные процессы, которые стали заточены на франшизу, отрабатывали цепочки поставок собственного продукта, которые позволяли контролировать результат партнеров. Конечно, вокруг очень много консультантов, которые предлагают разработать для компаний франшизный пакет. Но я не уверен, что кто-то может описать для вас ваш бизнес лучше и точнее, чем вы сами. Во время подготовки пакета к вам приходит еще больше понимания, вы видите свои слабые места, можете их усовершенствовать или устранить. Ведь франшиза - это полный клон вашего бизнеса. Если что-то не работает у вас, это же самое не будет работать и у ваших партнеров. И не важно, как много вы написали во франшизном пакете и какой он толщины - самое важное, насколько то, что в нем описано – действительно работает.

 



Материалы по теме

Экспертный анализ

Франчайзинг: как это работает?

Галина Малиборская, директор отдела агентских услуг департамента торговой недвижимости Colliers International

До недавнего времени рынок торговой недвижимости был одним из наиболее активно развивающихся, причем не только в столичных городах, но и по все России. Девелоперы, стремясь за растущими потребностями покупателей, возводили торговые объекты, торговые операторы интенсивно развивали свои сети. Наиболее активные ритейлеры, осуществляя масштабную экспансию, прибегали к схеме франчайзинга. Именно о ней и пойдет речь.

20.10

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438). Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 апреля)

В Барвихе объявили победителей CRE Moscow Awards 2024, Pridex отчитался по выручке, Александр Ходоров перешел из Comcity в O1 Properties, в Казахстане крупная складская сделка, фитнес-центры становятся главными ньюсмэйкерами в торговой недвижимости, а эксперты рынка обсудили крупнейшие сделки последний дней - продажу ЦДМ и портфеля Ceetrus - для журнала CRE Retail.
21.04
Источник: Пресс-служба IBC Global
Проект

В Приморье появится еще один склад

В Приморском крае появится склад класса В на 6,2 тыс кв. м.
 
22.04
Источник: IBC Global
Проект

В Чите реконструируют склад на 60 тыс. кв. м

Сейчас это единственный в городе складской комплекс, отвечающий современным требованиям.
23.04
Источник: Пресс-служба «РИОТЭКС»
Сделка

«РТС» Рублевский» принял крупного арендатора

Промышленная группа «Дом Металла» заняла cамый большой флагманский блок в ТДК «РТС» Рублевский».
 
22.04
Источник: Tekta Group
Проект

Tekta Group построит БЦ на Ходынке

Общая площадь офисного комплекса из трех башен составит порядка 130 тыс. кв. м. Инвестиции превысят 35 млрд рублей.
23.04
Источник: cre.ru
Игроки рынка

ФСК довольна результатами I квартала

ГК ФСК увеличила выручку в первом квартале на 45%.
 
 
22.04
Источник: Nikoliers
Игроки рынка

Nikoliers закрыли сделок по офисам на 78 тыс. кв. м

Компания поделилась итогами первого квартала 2024 года в сегменте офисной недвижимости. Крупнейшие сделки - офис для «Тинькофф» в Петербурге на 30 тыс. кв. м (аренда) и продажа конечному пользователю бизнес-центра на 36 тыс. кв. м.
23.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre