От чего зависит цена программы лояльности?

Андрей Филимонов, Управляющий партнер Zirer  

6033

Вопрос в заголовке - из категории часто  встречающихся, причем - на  любых  этажах  бизнес-сообщества. Ответ  на  него  интересен и владельцу небольшого  ресторана, и  крупным компаниям. Всем нужно удерживать  клиентов, и все  хотят понимать стоимость лояльности «на берегу».

Вид  и тип программы лояльности

Понятно, что однозначного ответа здесь нет, даже если говорить в рамках от и до. Российский рынок  лояльности освоил  много разновидностей программ, разных  по  бизнес-модели  и  по объему необходимых  инвестиций.

Есть форматы, вообще не требующие серьезных вложений - ни финансовых, ни организационных. Например,  коалиционные или квази-коалиционные  схемы, где  затраты участников  минимальны. Дисконтные объединения  партнеров и ко-брендинговые программы также  не требуют от организаций-участников серьезных затрат - большую часть расходов берет  на  себя  компания-организатор  или,  как сейчас говорят, хэд-лайнер проекта.

Для запуска закрытого Vip-клуба может не понадобиться дорогостоящей IT-системы, но  организационные затраты потребуются даже для single-варианта, причем ощутимые. 

Так что у всех перечисленных схем вместе с достоинствами  есть свои  недостатки и ограничения. К  примеру, для того,  чтобы компанию  позвали поучаствовать в  коалиции, она должна быть из  числа  отраслевых лидеров  на  федеральном или региональном уровне и иметь обширную клиентскую базу.

Бонусные программы

Если собственники  бизнеса  знакомы с возможностями, которые  открывают бонусные  схемы, и  приняли твердое решение создать свою собственную, то и  здесь разлет стоимости  программы - от  пары  тысяч до  нескольких  миллионов  долларов.

Вообще базовых критериев здесь  всего  два: масштаб бизнеса и степень  его клиенториентированности. Понятно,  что  для поддержки лояльности в  масштабе федеральной сети с миллионами клиентов только на  IT  платформу  так  называемых промышленных  систем понадобятся как минимум сотни тысяч долларов.

Если вернуться к владельцу  небольшого ресторана,  то  его  затраты  на  лояльность  могут  быть скорее  временными, чем  финансовыми.  Малый  бизнес  также может  использовать низкобюджетные мобильные приложения.

Степень клиенториентированности

Она  зависит от степени конкурентности рынка и  отрасли - ведь никто просто  так,  без давления извне,  не будет тратить  силы и средства на клиент-центричность. Например,  ситуация  на телекоммуникационном  и банковском рынках  диктует  участникам необходимость  быть  клиент-ориентированными. 

Поэтому  сотовые  операторы  и  ведущие банки вынуждены использовать более  сложные и дорогостоящие инструменты лояльности: продвинутую  клиентскую аналитику и Data Mining, CustomerExperience (Клиентский Опыт), технологии взаимодействия с клиентами в  режиме  реального времени, СompaignMnt (программное  обеспечение для управления коммуникационными компаниями)  и  т.п. 

От чего зависит  стоимость  программы лояльности?

Прежде  всего  от  сценариев,  по которым  пойдут  разработчики. Основных сценариев - 5, хотя возможны и подварианты.

Сценарии 1-2

Предпроектный маркетинг  -  бенчмаркинг  конкурентов,  аналитика  клиентской  базы и  разработка концепции - делается в  формате inhouse,  то есть собственными силами  компании. Затем инвесторы принимают решение,  что  выгоднее  - приобретать  программное обеспечение  (Оn-Prеmise  модель)  либо использовать  SaaS модель, когда весь  эквайринговый, маркетинговый  и  прочий функционал программы обеспечивают  внешние провайдеры  за  ежемесячную оплату.

Широко  распространено  мнение, что  для  крупного бизнеса предпочтителен первый  вариант,  а  для  малого и  среднего  -  второй. Это не всегда  так,  потому  что  даже  такие игроки, как Сбербанк, РЖД и другие успешно используют для  своих  проектов  аутсорсинговую  SaaS  модель.

Сценарии 3-4

Могут  быть  дороже  первых  двух вариантов, но  проще и надежнее для собственников  проекта  за  счет снижения рисков,  связанных  с  неудачной концепцией и внедрением.

Они связаны  с тем, что сегодня на рынке десятки тысяч типовых, не востребованных потребителями программ лояльности.

Здесь возможны  подварианты,  когда удается  оптимизировать  стоимость проекта за  счет привлечения  консультантов для выполнения узкоспециализированных задач. 

Сценарий 5

Для  собственников,  готовых по  разным причинам  (отсутствие  команды, занятость  другими проектами  и  т.д.) вообще не  заниматься  внедрением  и управлением  своей схемой лояльности и полностью отдать ее специализированному  аутсорсеру. Это значительно дороже, чем  привлечение внешнего  консалтинга,  особенно  в  плане стоимости управления, но  для  некоторых  владельцев  является  оптимальным  решением.

РЕЗЮМЕ

Для  того чтобы  определиться со  стоимостью бонусной  программы  лояльности (сегодня это самый актуальный формат),  инициаторам проекта  нужно ответить на два  вопроса:

1. Будет  ли  она  разрабатываться  в  формате inhouse, либо  с  привлечением внешних консультантов?

2. Как будет организовано техническое обеспечение программы - с приобретением собственного программного обеспечения или через  передачу  на  аутсорсинг специализированному провайдеру? 

Вопросы актуальны для  любого бизнеса, независимо  от масштаба.

После  ответа на них появляется  возможность  готовить финансовую модель проекта,  считать  ТСО (стоимость владения) и планировать бюджеты.



Материалы по теме

Точка зрения

Программы лояльности в недвижимости: тренды и векторы развития

Aндрей Цирер, управляющий партнер российско-британского проекта Zirer, о клубах и программах лояльности в разных видах realty estate.

18.09
Экспертный анализ

О системах лояльности на ресторанном рынке

На современном ресторанном рынке – огромная конкуренция. И посетители ресторана всегда голосуют «ногами»: не понравилось обслуживание, принесли холодный суп, салат показался слишком дорогим, отменили любимую скидку? Все это повод просто пойти в другое заведение. Сезонные предложения, карты лояльности, сервисы бронирования и предзаказа, ну и, самое главное, сбор аналитических данных о клиентах — все это делает ресторан заведением, куда хочется возвращаться снова и снова и поднимает выручку заведения в среднем на 3-10%. 
18.05
Исследования рынка

Чего не хватает российским программам лояльности?

В ходе исследования, проведенного компанией SAS совместно с отраслевым порталом New-retail и профессиональным сообществом CRM Solutions, выяснилось, что лишь 20% российских ритейлеров разрабатывают точечные программы лояльности, адресованные узким группам потребителей, и только 11% сетей делают индивидуальные предложения своим покупателям. 
01.03

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством жилья, апартаментов или МФЦ   Nota...

Популярное

Источник: ЦДМ
Сделка

ЦДМ переехал с Лубянки на «Киевскую Площадь»

ГК «Киевская Площадь» стала новым собственником объекта. В том, что это рыночная сделка, есть сомнения.
 
12.04
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (8-14 апреля)

Расширение Industrial City Жуковский, новый складской проект Radius Group, региональная экспансия Lamoda Sport и Zenden, страсти по «Мегамаркету» на площади ИКЕА, переход ЦДМ под крыло «Киевской Площади», активная ротация арендаторов в мытищинском «Июне» и другие новости - в нашей традиционной подборке.
14.04
Источник: Дмитровский логистический парк
Сделка

В Дмитровском логистическом парке сдали 2,9 тыс. кв. м в субаренду

Новым резидентом стал производитель non-food. Брокер сделки – Bright Rich | CORFAC International.
12.04
Источник: Остров Мечты
Экспертный анализ

Дома лучше: торговые центры стали главными конкурентами путешествий

Торговые центры четвёртый год называются основными летними бенефициарами сложностей с поездками в другие страны и в разы подорожавшего отдыха в России. Однако на фоне сохраняющегося шока от ухода большей части иностранных арендаторов, инфляции, продолжающегося спада доходов, изменения потребительского поведения и сокращённых маркетинговых бюджетов удивлять посетителей всё сложнее.

Текст: Влад Лория. Журнал CRE Retail.
12.04
Источник: Stone
Проект

Stone презентовал 9-й офисный проект

Общая площадь квартала Stone Калужская составляет 83 тыс. кв. м, из них 58 тыс. кв. м займут офисы, 14 тыс. кв. м - инфраструктура.
10.04
Источник: CRE
События

IX Warehouse Conference: Склады нужны и они будут!

Ставки растут, и в их снижение не верят даже арендаторы. Девелоперы строят много BTS/BTR и Light Industrial, а спекулятивные Big Box - с осторожностью. Спрос останется высоким в течение 2-3 лет точно. Тем для дискуссии по-прежнему много, но среднесрочное прогнозирование "вышло из чата".
 
Видео IX Warehouse Conference здесь

Фото тут
10.04
Источник: Becar FM
Управление недвижимостью

Becar FM займется обслуживанием ART Gallery Business Park

УК заключила с Metrika Investments договор на управление комплекса класса В+ общей арендуемой площадью 32 тыс. кв. м.
10.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre