Торговые центры – как избежать пепелища?


21.11.2017 , Точка зрения
Торговые центры – как избежать пепелища?

Павел Моряков, генеральный директор «Москабельмет»

2017 год наверняка запомнится участникам рынка рекордным количеством пожаров в торговых центрах. При этом количество пожаров в моллах год от года растет: если в 2013 г. их было 10, в 2015-м – уже 13, то в 2017 г. можно вспомнить до 15 возгораний ТЦ, а при этом год еще не закончился. Как избежать пепелища, строить и эксплуатировать моллы, не опасаясь за жизнь и здоровье продавцов и покупателей?

Самая  распространенная причина пожаров в торговых центрах – короткое замыкание, которое довольно часто происходит из-за проблем с проводкой. Не случайно, по статистике МЧС России, более 30% всех пожаров в России возникают из-за некачественной кабельной продукции. Торговые центры вообще  по статистике горят чаще, чем бизнес-центры, жилые дома или любые другие объекты недвижимости, а все потому, что в торговых центрах наиболее высокое потребление электроэнергии по сравнению с другими объектами недвижимости. И нередко причинами возгорания становятся медиаэкраны, размещенные на фасадах молов.

Зачастую ради снижения себестоимости кабельно-проводниковой продукции производитель идет на технологические нарушения, а также использует низкокачественное сырье. Федеральный закон «О стандартизации РФ» позволяет производителям самим составлять ТУ на свою продукцию, если они не вступают в явное противоречие с ГОСТом. В результате производители ради уменьшения себестоимости занижают качественные характеристики своих изделий. Наиболее частые нарушения, которые происходят при производстве кабельно-проводниковой продукции: уменьшение сечения токопроводящих жил, следствием чего становится повышение сопротивления (температуры кабеля) и уменьшение токопроводимости, а также занижение значения толщины изоляции, оболочки кабеля и экономия на содержании металла в токопроводящей жиле кабеля. Все это при увеличении нагрузки на электросеть создает условия для пожароопасной ситуации. По оценкам профессионального сообщества, до 40% используемой кабельной продукции в России относится к низкокачественной и фальсифицированной. Экономический ущерб от контрафакта исчисляется сотнями миллионов. По статистике только возгорание в одном торговом центре наносит ущерб минимум в 10-13 млн руб. при площади возгорания до 300 кв. м.

Уменьшить риски пожарной опасности можно на начальном этапе проектирования торгового центра. Для этого стоит использовать во время строительства и при отделке фасада и интерьеров качественную проводниково-кабельную продукцию, а также материалы с высокой степенью огнестойкости. Необходимо проектировать достаточное количество путей эвакуации, расширить проходы, пусть даже и в ущерб арендопригодной площади, разумно разместить системы пожарной безопасности. Кстати, наиболее опасные места в ТЦ – это рестораны и фудкорты, пожары здесь возникают из-за неправильной эксплуатации и неисправности оборудования. Крайне редко возникают пожары в магазинах сетевых ритейлеров, где по западным стандартам контролируется все, в том числе и обеспечение пожарной безопасности.  

В восприятии не только собственников объектов коммерческой недвижимости, но и архитекторов, проектировщиков создание электрических сетей в здании, разводка проводов и  кабелей приравнивается к черновой рутиной работе, которую доверяют субподрядным организациям. Однако ошибки монтажа электропроводки очень сложно выявить и исправить, поскольку монтаж кабельных систем в современных торговых центрах  относятся к скрытым работам, то есть провода монтируются внутри строительных конструкций – потолков, полов, стен.

Неправильно смонтированные электрические цепи не в полной мере могут противостоять механической нагрузке при эксплуатации, что приводит к перегреву и воспламенению проводов. Нельзя забывать, что при прокладке проводов главное – это пожарная безопасность, а только потом оценка сборки кабеленесущих систем  с эстетической точки зрения. Выбор способа монтажа зависит от условий эксплуатации и конструктивных особенностей здания, а также от типа используемых проводников. Открытая проводка на сегодняшний день является менее популярным решением, чем скрытая проводка, в силу меньшей эргономичности. Однако открытая проводка значительно более безопасный вариант, подходящий для прокладки в зданиях, построенных из горючих материалов. Именно поэтому при монтаже электроцепей в торговых и бизнес-центрах стоит делать выбор в пользу открытой проводки. Однако из эстетических соображений предпочтение нередко отдается скрытой проводке.

Основные правила разводки проводов абсолютно не сложны для исполнения. Разводка должна идти параллельно главным архитектурным конструкциям. Повороты кабеля допустимы только под углом 90 градусов с умеренным радиусом. Однако некоторые электрики считают, что если у проводников нет фиксации, их можно проводить по кратчайшему пути.

Совершенно недопустимо монтировать кабель в вентиляционных каналах, однако вентиляционный канал может пересекаться единичными проводниками в жесткой металлической трубе. Грубейшая ошибка – если электропроводка пересекается с трубами отопления корпусами осветительных приборов, дымоходами. Кроме того, стоит учитывать, что провода не должны соприкасаться с металлическими конструкциями. Если параллельно монтируются два кабеля, расстояние между ними должно быть не менее 50 мм, а если параллельно электрокабелю пролегает газовая труба, «зазор» увеличивается до 400 мм. Не стоит монтировать кабели таким образом, чтобы они пересекались. Соответственно перед монтажом электрических сетей необходимо составить подробную схему работ.

В связи с увеличившимся числом возгораний молов общественными организациями и бизнес-сообществами все чаще поднимается вопрос об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев торговых центров. Однако данная мера вряд ли может серьезно изменить ситуацию, если даже уголовная ответственность за эксплуатацию потенциально опасного здания не является достаточным основанием для проектирования и управления объектом с соблюдением всех противопожарных норм. 


Поделиться

Ключевые слова



Поиск
Вы ищете:
Искать в:
Подписка на рассылки Impress Media

Введите, пожалуйста, свой e-mail

Email *
Ваше имя
CRE Products