На развитие ТЦ малого формата

Елена Шевчук, вице-президент, партнер GVA Sawyer.
5365
К ТЦ малого формата относятся Микрорайонные и Районные торговые центры.

В соответствии с принятой классификаций Urban Land Institute (ULI):

1. Convenience center (микрорайонный торговый центр)
2. Neighborhood center (районный торговый центр)

Т.е. это торговые центры формата «у дома», расположенные в спальных районах города, в пешей доступности к густонаселенным жилым массивам, имеющие своих постоянных лояльных покупателей, рассчитанные, прежде всего, на совершение каждодневных покупок.

При реализации объектов такого формата нужно учитывать, что  именно местоположение является наиболее важным фактором для  успешности будущего ТЦ.

Площадь таких торговых центров в Москве составляет в среднем 5000 – 15000 кв.м.  В основе концепции такого торгового центра – сильный продуктовый «якорь». Также в таком объекте, в зависимости от его площади и конкурентного окружения могут присутствовать такие «якорные» арендаторы, как детские универмаги, магазины бытовой техники и электроники, реже - универмаги спортивных товаров. В составе торговой галереи могут располагаться магазины парфюмерии, косметики, одежды, обуви (чаще всего несетевые операторы), магазины сопутствующих товаров – аптеки, оптики, белье, аксессуары, предприятия услуг (ремонт обуви, одежды, химчистки) и т.п.

Нужно отметить, что торговые центры малого формата, местоположение которых отвечает рыночным критериям для таких объектов, с грамотно подобранным востребованным в данном конкретном районе составом арендаторов всегда пользовались и пользуются успехом среди покупателей. Даже в условиях растущей конкуренции, когда недалеко строится крупный торгово-развлекательный молл, за товарами повседневного спроса покупатели все-таки предпочитают ходить в магазины «у дома», которые буквально расположены на пути их следования домой с работы, и в этом главное преимущество таких ТЦ.

Также стоит отметить, что в последние время наблюдается некоторый отток посетителей из крупных ТЦ и их возврат в малые торговые объекты. По данным Watcom Shopping Index, который рассчитывается на основе данных о реальной посещаемости торговых центров, на июль 2014 г. по сравнению с июлем 2013 г. в Москве зафиксировано падение в посещаемости крупных торговых центров, а именно: суперрегиональных - на 30%; региональных с GLA более 40 тыс. кв. м - на 9% и незначительный (+7%) рост посещаемости более мелких объектов.

Это объясняется тем, что потребители начали понемногу уставать от посещения больших региональных и суперрегиональных объектов – к ним дольше добираться, в них тратится значительное время, а за счет большого выбора товаров повышается вероятность совершения импульсных покупок,  которые, соответственно, ведут к незапланированным бюджетом тратам. Поэтому, если у потенциального покупателя основная цель – приобретение конкретных товаров, а не проведение выходного в ТРЦ с семьей, то он, разумеется, предпочтет отправиться в небольшой районный центр. Востребованность формата районных центров объясняется тем, что сейчас в столице не хватает магазинов шаговой доступности. Столичные власти уже начали уделять внимание этому вопросу. В 2013 году правительство Москвы подготовило программу по ликвидации дефицита торговых площадей в городе путем размещения небольших торговых галерей, площадью до 4000 квадратных метров.

Конечно, успешность любого объекта обеспечивается не только изначально выбранной и реализованной грамотной концепцией. В процессе работы каждого ТЦ собственники или УК должны обязательно анализировать изменения структуры спроса в зоне охвата ТЦ, изменяющуюся конкурентную среду, необходимо постоянно проводить маркетинговые мероприятия по продвижению объекта на рынке, сохранению лояльных и привлечению новых потенциальных посетителей. Для районных ТЦ, основные посетители  которых  проживают не более  чем в 10-15-минутной пешей доступности, такая работа наиболее актуальна, т. к. зона охвата малых ТЦ относительно невелика, по сравнению, например, с крупными ТРЦ, зона охвата которых измеряется в основном транспортной доступностью. Т.е. потеря даже небольшой доли лояльных посетителей объекта, может стать для него серьезной проблемой и существенно снизить посещаемость. Это значит, что именно для районных объектов нужно наиболее внимательно отслеживать все изменения в окружении объекта  – покупательскую способность, изменение численности и структуры района, изменение потребностей целевой аудитории торгового центра. И при необходимости проводить соответствующие мероприятия по поддержанию конкурентоспособности ТЦ. К таким мероприятиям могут относиться как маркетинговые акции  для поддержания интереса к ТЦ, так и более серьезные действия – замена арендаторов, корректировка ценового формата ТЦ, изменение его концепции.


журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438). Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством ...

Популярное

Источник: cre.ru
CRE Awards

Победители CRE Moscow Awards 2024

Поздравляем победителей XXI Премии CRE Moscow Awards 2024, торжественное награждение которых прошло сегодня в Барвиха Luxury Village!
18.04
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 апреля)

В Барвихе объявили победителей CRE Moscow Awards 2024, Pridex отчитался по выручке, Александр Ходоров перешел из Comcity в O1 Properties, в Казахстане крупная складская сделка, фитнес-центры становятся главными ньюсмэйкерами в торговой недвижимости, а эксперты рынка обсудили крупнейшие сделки последний дней - продажу ЦДМ и портфеля Ceetrus - для журнала CRE Retail.
21.04
Источник: Пресс-служба IBC Global
Проект

В Приморье появится еще один склад

В Приморском крае появится склад класса В на 6,2 тыс кв. м.
 
22.04
Источник: IBC Global
Проект

В Чите реконструируют склад на 60 тыс. кв. м

Сейчас это единственный в городе складской комплекс, отвечающий современным требованиям.
23.04
Источник: Пресс-служба «РИОТЭКС»
Сделка

«РТС» Рублевский» принял крупного арендатора

Промышленная группа «Дом Металла» заняла cамый большой флагманский блок в ТДК «РТС» Рублевский».
 
22.04
Источник: Tekta Group
Проект

Tekta Group построит БЦ на Ходынке

Общая площадь офисного комплекса из трех башен составит порядка 130 тыс. кв. м. Инвестиции превысят 35 млрд рублей.
23.04
Источник: cre.ru
Игроки рынка

ФСК довольна результатами I квартала

ГК ФСК увеличила выручку в первом квартале на 45%.
 
 
22.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre