Нужна ли Премии CRE Awards номинация по facility management?

Андрей Кротков, Генеральный директор и партнер Zeppelin FM  

5763

Андрей Кротков, Генеральный директор и партнер Zeppelin FM  

Не секрет, что CRE Awards делает основной акцент на анализе объектов коммерческой недвижимости, аккумуляции профессиональных мнений и приоритетов рынка. Тем не менее для профессионалов очевидно, что функционирование этого рынка невозможно без повышенного внимания и оценки тенденций развития сферы facilitymanagement.

Что происходит сейчас в отрасли? Владельцы коммерческих объектов повсеместно оптимизируют расходы на обслуживание строений, что приводит к росту спроса на качественные услуги FM-компаний. Но при этом изменяется и специфика запросов. Так, в 2015 г. заметно возросла потребность в технических аудитах и FM-консалтинге. А капитальные ремонты и модернизации, требующие значительных инвестиционных вложений, существенно сократились. Увеличилось число проектов с периодическим (по графику) выездным сервисным обслуживанием и аварийным реагированием силами мобильных бригад. Сохраняется тенденция перехода на удаленный мониторинг параметров работы оборудования средствами диспетчеризации. Таким образом, наметился тренд на отказ от постоянного присутствия технического персонала на объектах.

Заказчики ужесточают требования KPI, применяемые для контроля и оценки качества услуг управляющих компаний, расширяют область применения системы штрафов. Тендерные процедуры становятся более тщательными, запросы и технические задания прописываются детальнее, оценивают не только стоимостные показатели коммерческих предложений УК, но и их опыт на рынке: объекты, находящиеся в управлении, отлаженность бизнес-процессов, наличие внутренних регламентов и стандарты, стабильность развития и репутацию.

Конкуренция в FM становится более напряженной, в том числе со стороны строительных компаний в тендерах по бюджетным (224 ФЗ) объектам. В связи с сокращением спроса на свои услуги они все чаще пытаются остаться в проектах в качестве эксплуатирующих организаций.

На этом фоне сложно ожидать новых игроков. Сегодня новичку без хорошего портфолио практически невозможно получить серьезный контракт. И скорее можно говорить о перераспределении портфелей контрактов между лидерами отрасли. Все они так или иначе участвовали в премии CRE Awards: или в роли номинантов, как Sawatzky, JLL, MD, NAI Becar, или в составе жюри, как Zeppelin, который традиционно оценивает лучшие объекты Москвы и Московской области в качестве эксперта комитета многофункциональной недвижимости.

Тем не менее ряд игроков рынка facilityстановятся все более успешными, даже без контрактов на коммерческое управление объектами. Так, Zeppelin третий год подряд продолжает активный рост: в 2014 г. операционные показатели компании выросли вдвое, а за 2015 г – еще на 80%.

То, что в федеральной части конкурса CRE Awards нет номинации по управлению, – факт, отражающий реальное положение дел в России в целом. Если в столице на профессиональное управление отдано порядка 60% объектов коммерческой недвижимости и за услугами FM-операторов все чаще обращаются даже бюджетные организации, то в регионах подобный аутсорсинг развит слабо и в общении с ними в настоящее время есть проблема дискоммуникации (если только это не федеральная торговая сеть или девелоперская структура). Это связано, например, с тем, что профессионалы вынуждены вести переговоры чаще всего не с непосредственным владельцем актива, а с  его представителями и менеджментом, не особенно заинтересованными в переменах, оптимизации и улучшении услуг по эксплуатации. Не меньшее влияние оказывает и такое явление, как кумовство, очень распространенное в удаленных от центра городах.

Чаще всего ведущие игроки приглашаются в региональные торговые и бизнес-центры в качестве консультантов, в том числе для создания местных управляющих компаний. Но, как правило, либо до реализации дело не доходит, либо после окончания таких проектов региональная компания не развивается, быстро погибает без постоянной поддержки. Поэтому в настоящее время приходится говорить не о рынке FM-услуг в регионах, а, скорее, о единичных положительных и отрицательных примерах обслуживания БЦ и ТЦ. В целом этот рынок остается очень закрытым, субъекты РФ замыкаются на себе и больше ориентируются на in-house-управление, не доверяя аутсорсингу. Лишь в центральном округе спрос на услуги внешних FM-операторов, несмотря на кризис, неуклонно растет и продолжается эволюция собственников недвижимости. Это, например, проявляется в том, что все меньше остается владельцев объектов, доверивших все свои активы «в одни руки».

CRE Awards в настоящее время является, пожалуй, наиболее значительным и массовым российским конкурсом на рынке коммерческой недвижимости и, в частности, в области управления объектами. Номинация «Управляющая компания года» родилась не сразу в рамках премии, а сначала «вызрела» в профессиональном сообществе. В этом году ее отборочная анкета и методика были в очередной раз доработаны с учетом пожеланий практиков рынка. И мы очень надеемся, что и в российском масштабе профессиональное управление будет активнее развиваться, и в ближайшие годы и в федеральной части конкурса появится новая номинация - по эксплуатации объектов коммерческой недвижимости.



журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438). Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством ...

Популярное

Источник: cre.ru
CRE Awards

Победители CRE Moscow Awards 2024

Поздравляем победителей XXI Премии CRE Moscow Awards 2024, торжественное награждение которых прошло сегодня в Барвиха Luxury Village!
18.04
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 апреля)

В Барвихе объявили победителей CRE Moscow Awards 2024, Pridex отчитался по выручке, Александр Ходоров перешел из Comcity в O1 Properties, в Казахстане крупная складская сделка, фитнес-центры становятся главными ньюсмэйкерами в торговой недвижимости, а эксперты рынка обсудили крупнейшие сделки последний дней - продажу ЦДМ и портфеля Ceetrus - для журнала CRE Retail.
21.04
Источник: CRE
Игроки рынка

Выручка Pridex в 2023 году достигла 54,5 млрд рублей

Портфель активных проектов компании превысил 220 тыс. кв. метров.
18.04
Источник: O1 Properties
Назначения

Александр Ходоров перешел в O1 Properties

Александр назначен на должность финансового директора компании.
18.04
Источник: CRE
Сделка

Российский е-com идет в Казахстан

Крупный российский онлайн-ритейлер арендовал единственный складской комплекс класса А в г. Актобе на северо-западе Казахстана. Площадь арендованных помещений - 5 тыс. кв. м. Консультантом сделки выступила компания IBC Real Estate.
18.04
Источник: cre.ru
Проект

«Страна Девелопмент» застроит «Сити-2»

В «Москва-Сити» появится еще один квартал небоскребов.
 
18.04
Источник: RETEX
Сделка

DDX откроется в ТРЦ «Город» на шоссе Энтузиастов

Консультантом сделки по аренде около 2 500 кв. м выступила консалтинговая компания RETEX. Сделка положит начало усилению концепции торгового центра.
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre