Ольга Архангельская: Задача консультанта всегда быть на три шага впереди своих заказчиков

3062
Автор: CRE

Ольга Архангельская, руководитель отдела консультаций по недвижимости Ernst & Young, в интервью CRE News (полная версия).

- Насколько сейчас сложнее давать оценку объектам?

- Наши компания занимается не только оценкой, но если сфокусироваться на этой проблеме, то сложнее из-за недоступности информации. Сейчас рынок достаточно закрытый.
Участники рынка меньше говорят друг с другом. Если говорят, то по сути меньше. Сделок нет и достать, и получить информацию достаточно тяжело.

- Почему участники рынка стали меньше говорить друг с другом? Наш недавний спикер сказал, что сейчас рынок стал более дружелюбным.

- Со словом дружелюбный я соглашусь. Действительно, рынок стал более дружелюбным, и компании помогают друг другу, но, с другой стороны, обмен достоверной информацией замедлился. Я это связываю с более субъективными факторами.

- С какими?

- Те компании, у которых все хорошо, боятся, что к ним прибегут с какими-то предложениями и будут их отвлекать, занимать их время. Те компании, у которых дела обстоят не очень хорошо, не хотят об этом рассказывать. Информационная наполненность, по моим ощущениям, стала менее насыщенной.

- Как вы даете оценку?

- Оценку надо проводить в любых условиях, потому что это является требованием закона,  условием сделки, надо как-то формулировать стоимость. В этом и состоит искусство оценщика: те крохи информации, которые есть, проанализировать и вынести обоснованное суждение. В этом случае на первый план выходят надежные контакты.

- Насколько сейчас сложнее давать консультации?

- Я бы не сказала, что намного сложнее. Говоря о нашем отделе недвижимости, клиенты требуют больше качества. И это правильно.

- До этого они качества не требовали?

- Не требовали. Рынок развивался, стоимости росли. Рынок прощал непродуманные решения, и клиенты часто относились формально к услугам.

- Что сегодня подразумевают под «качественными услугами»?

- Первое - это информационная направленность: любое твое суждение должно быть подкреплено логикой, фактами. Голословные утверждения «я думаю так, потому что я - консультант и работаю на этом рынке 15 лет» не проходят. 

- Почему вы считаете, что ваши консультации эффективны на сегодняшний момент?
Вы же не владеете информацией, она закрыта.

- Мы владеем информацией не меньше, чем любые другие участники рынка. Мы работаем и с брокерскими компаниями, и с собственниками, и с арендаторами. И один из источников - консультации, которые мы оказываем. Естественно, мы не можем раскрывать конфиденциальную информацию о других клиентах, но зная и используя ее, мы видим объективную картину. Я вижу это по количеству запросов. В нашем отделе недвижимости количество запросов от новых клиентов увеличилось. У нас их больше, чем когда-либо.

- С какого времени?

- После ноября.

- На вашем сайте говориться о том, что вы оказываете новую услугу - «стратегия преодоления кризиса». Что это такое?

- Это комплексная услуга. Наша компания - это не только консультации по недвижимости или оценке, или мониторингу строительства. У нас работают юристы, налоговые специалисты, специалисты по ведению бизнеса, бухгалтерскому учету. Это нам позволяет оказывать  именно комплексные услуги. Таким образом, мы можем прийти в компанию, сделать диагностику ее текущего состояния. На основании этого можем понять, где компания может оказаться или где она захочет себя видеть после кризиса. Нужно ли ей только выжить или она может использовать кризисную ситуацию для дальнейшего развития. Мы можем представить ситуацию с этой компанией через некоторое время после кризиса. И обычно следующим, заключительным этапом,  является выработка  определенного плана действий о переводе компании из текущего состояния в то состояние, в котором она хочет себя увидеть после кризиса.

- Эта услуга востребована?

- Да. И в компаниях в сфере недвижимости, и в других сферах тоже.

- Как ваша компания себя чувствует на сегодняшний момент?

- Единственный вопрос - это прессинг по цене. Понятно, что наши клиенты в текущей ситуации могут платить меньше. С этим приходится и иметь дело, оптимизировать свою работу так, чтобы выполнять тот же самый объем работ, но в более сжатые сроки.

- Как вы относитесь к утверждению, что консультанты не будут востребованы в ближайшие несколько лет?

- Категорически не согласна. Сейчас компании на рынке встречаются с другими проблемами,  с которыми они не встречались раньше, а задача консультанта всегда быть на три шага впереди своих заказчиков. По долгу службы консультант должен знать больше.

- Вы же кризис не предугадали, значит вы не шли на три шага впереди?

- Я думаю, что задача консультанта - отражать текущее состояние. Мы говорили о том, что рынок с такими темпами долго не может расти. Я сейчас не претендую на гуру, которого никто не услышал, но определенные звоночки были, и мы обращали внимание наших клиентов на это.

- Какова сегодня ситуация на рынке?

- Сейчас все выжидают. На рынке особенно ничего не происходит. Есть собственники недвижимости, у которых возникают какие-то текущие проблемы, но это воспринимается больше как операционные проблемы и факторов, которые кардинально поменяют поведение собственников, пока нет. Тоже самое с инвесторами: банки сейчас решают свои внутренние проблемы, они не дают кредитов на недвижимость. Кто-то пытается что-то приобрести в ходе этого кризиса, но говорить о том, что все поняли, когда это закончится, нельзя.

- Что должно произойти для того, чтобы рынок начал оживать с большей уверенностью?

- В первую очередь, это восстановление доверия. Между всеми участниками рынка, потому что часто сделки не совершаются, деньги не даются, объекты не строятся. Возьмем девелопера. У него нет уверенности, что он может завершить свой цикл девелопмента с начала до конца, что все участники цепочки вовремя выполнят свои функции, что действительно получат тот продукт, который он хочет сделать. Здесь первый вопрос - это доверие. Также важно, чтобы заработала банковская система, и начали двигаться денежные потоки, потому что для экономики деньги - это кровь.


Коментарии (0)


Поделиться

10918

журнал CRE 3 (437)

Март, 2024
Стратегическим партнером журнала в 2024 году является компания PIONEER Вышел из печати мартовский выпуск журнала (№3, 2024). Соредактором CRE в этот раз стал Алексей Мирошников, генеральный директор компании PIONEER. ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ: Летучка Алексей Мирошников: «ЗАДАВАТЬ ТОН ПРОДОЛЖАТ СИСТЕМНЫЕ СТОЛИЧНЫЕ ДЕВЕЛОПЕРЫ»   Склады и логистика МЕДВЕЖИЙ УГОЛ Объем сделок на рынке складской недвижимости сравнялся с московским   Инвестиции ЗАКРЫТЫЙ ПОКАЗ ЗПИФы установили историчес...

подпишись НА эксклюзивные новости cre