Development – now!

Что строить, куда вкладывать и как управлять? В Москве прошла конференция Development now, организованная IM Events. На площадке удалось собрать экспертов из совершенно разных отраслей – отельеров, консультантов, УК, девелоперов, инвесторов, банкиров, которые обсудили три составляющие рынка: девелопмент, инвестиции и управление.
5422

В сегменте девелопмента наиболее актуальной проблемой оказалось привлечение западных инвесторов на российский рынок. С одной стороны, по словам Михаила Курнева, генерального директора Storm Properties, в России есть огромный неудовлетворенный спрос, рынок характеризуется низкой конкуренцией среди девелоперов (в отличие, скажем, от рынка США), а законодательная неурегулированность дает девелоперу возможность «сильно издеваться» над конечным потребителем, меняя качество и сроки предоставления продукта. 

С другой стороны, большая проблема – в рисках для компаний, вступающих на российский рынок. В этом вопросе мнения экспертов оказались диаметрально противоположными – кто-то уверен, что политические риски слишком высоки, а кто-то считает, что они с лихвой компенсируются высокой доходностью объектов в России. По мнению Камерона Сойера, председателя совета директоров GVA Sawyer, на Западе есть свои проблемы, куда более серьезные – это риски того, что готовый объект никто не купит. «На Западе при малейшей ошибке никто из арендаторов не “сядет” в ТЦ. В России для этого нужно как минимум 100 оплошностей», - иронизирует эксперт. 

По мнению г-на Сойера, российский рынок девелопмента еще не развит, он находится на примитивном уровне. В частности, в зачаточно состоянии находится финансирование через инвестиционные фонды, которые на Западе вкладывают в коммерческае проекты львиную долю средств. 

Сказывается незнание иностранными компаниями российского рынка, отсутствие информации о нем, что ведет к стереотипному мышлению. «Те иностранные инвесторы, которые уже находятся в России, не хотят уходить, но информацией с коллегами они не делятся – зачем привлекать конкурентов?» - поясняет логику западных компаний Николай Крайнов, президент инвестиционной группы «Покров». 

Что касается российских инвесторов, то одними из наиболее перспективных проектов для них являются многофункциональные комплексы (Capital Group), редевелопмент промзон с создание техно- или бизнес-парков (Nagatino I-Land), для жилого строительства – среднеэтажные комплексные жилые проекты (MBF Group). 

Меж тем, международные компании, уже работающие в России (AECOM), призывают инвесторов обратить внимание на такие нетрадиционные (а точнее, нелюбимые) вложения средств, как транспортная инфраструктура (дороги, без которых не будет доступа к коммерческим объектам), спортивные (стадионы к ЧМ-2018, в т.ч. в регионах) и инновационные (Сколково, «зеленые» дома) объекты. Впрочем, российские компании вряд ли в ближайшее время будут вкладываться в такие проекты – все же главную роль для них играет прибыль, наличие которой в вышеперечисленных объектах крайне сомнительно. 

Другой сегмент – управление коммерческой недвижимостью. По мнению Максима Сибирякова, руководителя отдела управления проектами Cushman&Wakefield, сейчас собственники склоняются к передаче объекта под управление профессиональной УК – в большинстве случаев это объясняется желанием сэкономить на функционировании дополнительной внутренней структуры. Отдельная категория – это отели, которые без профессионального оператора обойтись не могут. К примеру, международный оператор Hilton планирует до 2015 г. открыть 28 отелей в России. 

Сегментов рынка много, и у каждого – свои потребности и проблемы. Все эксперты сходятся в том, что для представления интересов рынка нужно создавать саморегулирующиеся организации (большинство из действующих сегодня неэффективны, признают бизнесмены), однако возглавить такую структуру никто не хочет, боясь в дальнейшем обвинений в предвзятости и лоббировании интересов собственной компании. Однако как привлечь к руководству человека, хорошо знакомого с рынком, но «не завязанного» на какую-либо компанию, остается загадкой.


Коментарии (0)


Поделиться

Комментарии экспертов


Курнев Михаил, генеральный директор Storm Properties: Основная активность российского девелопера направлена на получение согласований

Основной минус девелопмента в России - польшой политический риск. Необходимо договариваться не в рамках норм, а в индивидуальном порядке. Поэтому большой ресурс затрачивается на лоббирование. Однако риски все равно сохраняются - все согласования могу... Далее

23299

журнал CRE 3 (437)

Март, 2024
Стратегическим партнером журнала в 2024 году является компания PIONEER Вышел из печати мартовский выпуск журнала (№3, 2024). Соредактором CRE в этот раз стал Алексей Мирошников, генеральный директор компании PIONEER. ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ: Летучка Алексей Мирошников: «ЗАДАВАТЬ ТОН ПРОДОЛЖАТ СИСТЕМНЫЕ СТОЛИЧНЫЕ ДЕВЕЛОПЕРЫ»   Склады и логистика МЕДВЕЖИЙ УГОЛ Объем сделок на рынке складской недвижимости сравнялся с московским   Инвестиции ЗАКРЫТЫЙ ПОКАЗ ЗПИФы установили историчес...

подпишись НА эксклюзивные новости cre