Мнения экспертов

Полина Жилкина, руководитель отдела ритейл консалтинга департамента торговых площадей компании JLL, о перспективах размещения ритейла в жилых районах.

Необходимость реализации районного торгового центра в рамках жилых проектов зависит от ряда факторов. Во-первых, это размеры самого ЖК и количество жителей в нем; во-вторых, площадь торговых помещений на первых этажах; в-третьих, близость крупных торговых центров окружного или регионального формата.

К примеру, в крупном жилом комплексе площадью 300 тыс. кв. м на примерно 4-5 тыс. квартир будет приходиться менее 5-6 тыс. кв. м support ритейла, и в случае отсутствия крупных ТЦ в ближайшем окружении, создать предложение во всех категориях товаров и услуг в рамках проекта будет достаточно сложно. Очевидно, появится потребность в отдельном торговом объекте районного масштаба.

Среди профилей арендаторов, для которых размещение в рамках ЖК проблематично, можно отметить полноценные супермаркеты площадью от 2,5 тыс. до 4 тыс. кв. м и спортивные или развлекательные центры. Очень сомнительно, что в жилом комплексе можно предусмотреть помещение формата open space довольно большой площади, с высокими потолками и достаточно широким шагом колонн. Такие операторы однозначно будут смотреть в сторону торгового центра.

Для того, чтобы стать местом притяжения района, ТЦ должен иметь в своем составе сервисы, удовлетворяющие каждодневные потребности населения: продуктовый магазин, аптеку, бытовые услуги, химчистку, зоомагазин и т.д. Если в районе преобладают семьи с детьми, то в торговом центре желательно сформировать так называемый детский кластер, который будет включать все возможные товары и услуги, полностью удовлетворяющие потребности семейного покупателя. В том числе в его состав могут входить кафе, рестораны, спортивный и развлекательный центры, развивающие кружки и проч. При наличии таких якорных арендаторов, остальным магазинам торговой галереи значительно проще привлекать покупательский трафик.

В случае если торговые площади в составе жилого комплекса не удовлетворяют все потребности жителей, районный ТЦ имеет гораздо больше шансов собрать крупных, профессиональных ритейлеров и стать местным центром притяжения. При этом нужно учитывать, что зачастую помещения на первых этажах зданий не соответствуют требованиям средних и крупных арендаторов, и отдельно стоящий торговый центр является для них единственной возможностью для развития в районе.

На мой взгляд, в перспективе районные торговые центры и ритейл на первых этажах жилой застройки будут сосуществовать, дополняя друг друга. Каждый из форматов имеет свои особенности, и вопрос скорее в потребностях каждой конкретной локации, уровне конкуренции и в количестве квадратных метров, которые рынок будет в состоянии поглотить.

При этом в отдельных сегментах ритейла районные ТЦ действительно могут стать угрозой для помещений на первых этажах. Если оператор видит постоянный высокий трафик в торговом центре и, соответственно, возможность заработать не только на целевом потоке, но и на дополнительном, он предпочтет разместиться в торговом центре, а не в стрит-ритейле.

Подводя итог, отмечу, что при планировании районного ТЦ в зоне жилой застройки ответьте на три основных вопроса: это крупный жилой проект? Объем ритейла на первых этажах не покрывает нужды жильцов? В зоне охвата отсутствует и не планируется суперрегиональный ТРЦ, который заберет весь трафик на выходных? Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили «да», можно рассмотреть возможность строительства объекта.

2017-06-07 16:33:50



Элементы 1—10 из 1477.


Поиск
Вы ищете:
Искать в:
Подписка на рассылки Impress Media

Введите, пожалуйста, свой e-mail

Email *