Мнения экспертов

Яна Сосорева, заместитель генерального директора по продажам и маркетингу ООО «Самолет Девелопмент», о перспективах программы КУРТ

Поправки в Градостроительный кодекс, которые ввели в практику понятие комплексного устойчивого развития территорий (КУРТ), вступили в силу с января 2017 года в соответствии с законом №373-ФЗ. По идее, это должно было закрепить за застройщиками обязанности соблюдения нормативов по возведению инфраструктуры при жилой застройке, побудить девелоперов к освоению пустующих территорий и заброшенных промзон и сформировать единые правила игры при комплексном освоении и реновации территорий.

Районы в крупных городах, которые местные власти определили под свои программы КУРТ, как правило, имеют многочисленных собственников земельных участков и строений, а также долгосрочных арендаторов. По закону им даётся 6 месяцев на то, чтобы согласовать друг с другом и предоставить муниципальным властям свои концепции развития района. Но далеко не все хотят выступать в роли девелоперов или продавать кому-то свою собственность, а если так, то это приводит к образованию «белых пятен», что лишает смысла идею КУРТ.

Если за полгода правообладателям не удастся согласовать друг с другом и свести воедино свои проекты планировки территорий (ППТ) и десятки других документов (что само по себе малореально), вступает в силу механизм развития территорий по инициативе органов власти. Происходит это путём выкупа у всех собственников их участков в пользу победителя аукциона – иными словами, стороннего инвестора, представившего единую концепцию на всю территорию. Механизм такого изъятия пока законом не определен. Всё это может обернуться коррупционной историей, ведь принудительный отъём собственности породит судебные иски от правообладателей по каждому КУРТу и, как следствие, надолго затормозит любой инвестпроект.

Даже если всем собственникам удастся согласовать единый инвестпроект КУРТ, это не гарантирует его реализацию. Городские администрации могут сначала взять на себя расходы по развитию определенных инфраструктурных проектов – транспорта, коммуникаций или социалки, а затем просто отказаться от них под предлогом нехватки бюджетных средств и переложить финансирование на инвесторов. Для любого девелопера такие непредвиденные расходы могут обернуться финансовой катастрофой.

И это лишь некоторые противоречия и подводные камни 373-го закона. Но даже они многократно увеличивают риски потенциальных инвесторов и отпугивают девелоперов от проектов освоения территорий. Неудивительно, что даже в Москве, где уже определены 47 территорий под КУРТ, инвесторов для них пока не нашлось. 

2017-09-28 18:04:39



Элементы 1—10 из 1554.


Поиск
Вы ищете:
Искать в:
Подписка на рассылки Impress Media

Введите, пожалуйста, свой e-mail

Email *
Ваше имя
CRE Products