Андрей Асадов: «В каждом проекте архитектор в чем-то изобретает мир заново»


11.09.2017

Андрей Асадов, генеральный директор «Архитектурного бюро Асадова», рассказывает о принципах «живого» города, архитектуре, которая меняет качество жизни, и о том, можно ли создать комфортное пространство с нуля.

Андрей Асадов: «В каждом проекте архитектор в чем-то изобретает мир заново»

- Андрей, вы в своих публикациях, выступлениях часто используете термин «комфортное пространство». Но может ли пространство быть комфортным для всех одинаково? Каковы его ключевые критерии, учитывая тот факт, что «сколько людей, столько и мнений»?

- Критерии комфортного пространства очень просты. Во-первых, вас ничего не должно раздражать, все должно быть удобным, продуманным - начиная от планировки квартала и заканчивая элементами благоустройства. Во-вторых, вам должно быть приятно в нем находиться, гулять, работать, общаться, оно должно быть притягательным, пусть даже на подсознательном уровне. И, кроме того, оно должно быть разнообразным, чтобы каждый его пользователь смог найти в нем что-то для себя.

- Каковы, с вашей точки зрения, базовые принципы создания живого пространства?

- Я могу назвать пять, на мой взгляд, ключевых принципов живой архитектуры. Первое – она должна проявлять дух места, те скрытые смыслы, которые в нем изначально заложены или которые наслоились со временем. Второе – она должна создавать пространство с притягательной энергетикой, которая бодрит, вдохновляет, позволяет новым взглядом посмотреть на привычные вещи. Третье – живая архитектура всегда изобретательна. Современные, выразительные решения могут быть  где-то яркие, где-то - сдержанные и лаконичные, но всегда - с долей изобретательности. Ведь в каждом проекте архитектор в чем-то изобретает мир заново. Четвертый принцип – живая архитектура не может не стимулировать людей к взаимодействию, помогать их всестороннему развитию - благодаря форме зданий, наличию пространств для общения, совместной деятельности.

И пятое – она позволяет добиваться нового качества жизни, которая получается в результате, дает новые пространственные ощущения, выводящие на новый уровень бытия.

- Что такое «место силы», в вашем представлении? Некая особенность территории, способная генерировать трафик? Контент места, придающий территории некую смысловую нагрузку?

- «Место силы» - это ключевая «фишка» проекта, в чем-то - его душа. Каждый наш проект мы обязательно стараемся наделить таким элементом. Например, в Центре Гематологии – это пучок разноцветных башен под названием «Дерево жизни», в жилом комплексе «Версис» на Нахимовском пр. – это жилые мосты. В застройке старого аэропорта в Саратове – это центральный бульвар, место отдыха и общения всех жителей.

- В своих работах вы часто практикуете принцип разделения территорий на сомасштабные человеку пространства. Зачем это нужно? И что значит «быть сомасштабным человеку» - речь идет о неких конкретных размерах территории проживания, высотности объектов, доступности? 

- Настоящая архитектура помогает человеку укрепить веру в себя, в свои способности. Не подавляет своим масштабом или безжизненностью, но дает выбор, увлекает, предоставляет разные возможности. С точки зрения жилой застройки – это могут быть и невысокие кварталы, хорошо разделяющие частное и общественное пространства, и стройные башни в парке, создающие ощущение простора и зелени. Или, в случае сверхплотной застройки, – микс из кварталов и башен, но всегда с наличием «первого плана», «подшерстка» в виде хорошего благоустройства и социальных функций на первых этажах, а также в виде отдельных объектов.

- Необходимость разнообразия функций и форматов в общественных пространствах давно будоражит умы девелоперов, инвесторов, архитекторов, конечных пользователей. Вы как архитектор какие функции в проектах считаете обязательными? Считаете ли вы, что подобные вещи должны регулироваться определенными градостроительными нормами?

- Обязательным элементом, на мой взгляд, могут быть общественные пространства в первых этажах жилых зданий. В идеале – как соседские центры, место для разнообразных кружков, мастерклассов, совместных встреч и занятий. Более традиционный, но тоже полезный формат – коммерческая аренда на льготных условиях, стимулирующая жителей запускать свой бизнес. Все это повысит привлекательность и, как следствие, стоимость комплекса в целом.

- Думаю, еще один вопрос, волнующий общественность, - идентичность, визуальная сочетаемость, регламентация внешних фасадов, улиц, площадей территорий. Как сегодня этим грамотно можно было бы управлять?

- Классический метод – кнута и пряника. Для начала – повсеместное введение рекомендаций по внешнему облику фасадов и общественных пространств, в идеале - со своей спецификой для каждого региона страны, а также минимальных стандартов. После чего - штрафы за нарушение этих стандартов и, наоборот, поощрения за их соблюдение.

- Есть ли в вашей практике проекты, в рамках которых удалось реализовать все названные принципы создания «живого» общественного пространства? Если да, расскажите о них подробнее.

- Наглядный пример – это проект развития территории старого аэропорта в Саратове. На большом участке в 220 Га нам представилась возможность реализовать принципы комфортного города буквально с нуля. Первое, что мы сделали, - это разделили территорию на сомасштабные человеку пространства, то есть городские кварталы, перекликающиеся по размеру с историческими кварталами Саратова. Затем постарались максимально понизить этажность, добившись высоты в 6 этажей при довольно большой плотности застройки 20 тыс. кв. м на гектар. Сразу заложили различные общественные пространства – главный пешеходный бульвар, центральный и районные парки, озелененные улицы. Затем принялись за внешний облик застройки – выявили характерные черты старой застройки Саратова – эркера, аттиковые этажи, материалы отделки – кирпич, штукатурка – и использовали все это в нашем проекте, но в более современном ключе. Все первые этажи мы задействовали под общественные функции, дворы приподняли на стилобаты с парковкой, первым и последним жилым этажам добавили бонусы в виде открытых террас, в профили дорог заложили место для летних кафе и велодорожек. Все это вместе дало поразительный эффект абсолютно европейской среды, причем созданной в рамках ограниченного бюджета.

- Чтобы реализация подобных проектов стала более частой для российской действительности, какой контекст для этого нужно создать? На законодательном, ментальном, эстетическом уровнях? Есть ли какие-то очевидные препятствия для создания эффективных и живых городских пространств на территории нашей страны?

- Главное, что нужно наладить, – это готовность к стратегическим действиям, долгосрочным вложениям, что является как раз государственной темой. И нужно сказать, что государство предпринимает важные шаги в этом направлении. Это и проект «Городская среда» Минстроя РФ, и начавшаяся программа реновации, сначала в Москве, а затем и в других городах.

Теперь дело за профессиональным цехом – показать, какие преимущества может дать качественное пространство, если его изначально грамотно спланировать.

- О каком уровне инвестиций идет речь и как можно оценивать их окупаемость инвесторам и девелоперам?

- Что касается стоимости «грамотных» решений, то они зачастую не дороже обычных подходов, или дороже, но весьма незначительно, в пределах нескольких процентов от всего бюджета, при том, что дают качественно иной результат, серьезно поднимающий общую капитализацию проекта.

- Какой прогноз вы бы дали в отношении развития темы «живых» общественных пространств в нашей стране? Как будет выглядеть эта тема лет через 10?

- Отвечу просто – если наша страна хочет сохранить конкурентоспособность в условиях современного общества, мало привязанного к конкретному месту, то подобные «живые» пространства в каждом городе просто необходимы. И реальный механизм их появления - это слаженная работа власти, бизнеса и самих горожан. Каждый из них заинтересован в комфортном городе, вопрос - в желании сотрудничать друг с другом, а также в наличии профессиональных проектных решений. Над чем я, как сооснователь национальной инициативы «Живые города», сейчас и работаю. 


Поделиться


Поиск
Вы ищете:
Искать в:
Подписка на рассылки Impress Media

Введите, пожалуйста, свой e-mail

Email *