CRE First

17 июня 2014
17 июня состоялся последний в этом сезоне деловой завтрак CRE First. Спикеры обсудили такие актуальные темы, как появление новых компаний на рынке коммерческой недвижимости, необходимость веранд и их влияние на прибыль ресторанов, а также привлекательность усадеб для гостиничного бизнеса.

Нужны ли рынку коммерческой недвижимости новички?


Галина Спасенова, партнер агентства «Контакт» анализирует ситуацию: «Появление новых игроков можно связать с личностным ростом. Часто это происходит в таких сферах, как консалтинг. Выходцы из инвестиционных и девелоперских компаний также часто создают свой бизнес. Далее ситуация развивается по-разному. Кто-то возвращается на позиции наемного работника в уже сложившийся бизнес, кто-то продолжает развиваться в рамках своего. При создании своего бизнеса также очень важно, насколько человек вообще готов вкладываться в компанию, терпеть какие-то лишения, выйти из своей зоны комфорта, взять на себя ответственность за своих работников и их семьи. У start up'ов есть определенные плюсы. С точки зрения заказчика – это более гибкие цены, например. С точки зрения работника – новые возможности».

Максим Колесников, генеральный директор Mallbroker добавляет: «В своей компании у меня нет ощущения, что я – большой босс, мы все себя чувствуем партнерами, единомышленниками, которым действительно интересна их работа. Я уверен, что только так и можно строить бизнес. Без команды это сделать просто невозможно. Сегодня никто не пойдет в start up на тех же условиях, что предлагают уже сложившиеся, зарекомендовавшие себя на рынке компании. Люди готовы пахать, понимая при этом, что условно говоря, через 2 года они получат бонусы, которые не получат в других компаниях».

Рамиль Мухтасаров в свою очередь отмечает: «Идея по созданию своего бизнеса витает в воздухе, это тенденция времени». Галина Спасенова также считает, что поколение Y (1985+) не желает сидеть в офисе с 9 до 18. Очень многие молодые люди заточены под создание своего бизнеса.

Алексей Могила вносит в дискуссию важный комментарий: «Самое главное в start up'е – это подготовительный этап. У нас он занял полгода. Бизнес создается под конкретный проект, на мой взгляд, так и должно быть».

Веранды в ресторанах. Быть или не быть?

Не секрет, что московское правительство внесло изменения в постановление «О размещении сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания». Среди изменений запрет на строительство шатров, запрет на строительство веранд выше первого этажа здания, к которому она примыкает, необходимость использовать исключительно легкие конструкции (никакого кирпича, бетона, строительных плит и т.п.).

Изменения в постановлении комментирует Светлана Ярова, начальник отдела стрит-ритейла компании JLL: «Раньше рестораторы спокойно реагировали на отсутствие веранды. В последнее время наличие веранды стало трендом. Многие арендаторы отказываются от помещения, если нет возможности пристроить веранду. В новом законодательстве есть определенные плюсы. Например, центр Москвы станет более «причесанным», это приятно. Однако есть и свои минусы – благодаря жестким правилам рестораны теряют свое лицо, свою индивидуальность. А хочется больше разнообразия, ведь у каждого ресторана своя концепция. Разнятся также и запросы публики. Москва, как слоеный пирог:  здесь присутствуют хипстеры, студенты, служащие, топ-менеджмент, туристы. И у всех свои запросы и потребности. На сегодняшний день веранда – это скорее маркетинговая фишка».

Как наличие веранды влияет на прибыль заведения? На этот вопрос спикеры ответили по-разному. Светлана Ярова отметила, что наличие веранды помогает увеличить поток посетителей за счет event-мероприятий, таких, как свадьба, дни рождения и т.д. «В Москве и Санкт-Петербурге очень разные рынки – говорит Светлана – В Санкт-Петербурге веранда действительно «кормит» заведение за счет event'ов. Москва – это все-таки деловой центр, здесь иная ситуация. Веранда – это просто приятный бонус, т.к. прибыль составляют в основном деловые завтраки или ланчи».

Арина Омарова, консультант компании Магазин Магазинов комментирует тему: «Все зависит от площади заведения и уровня ресторана. В случае, если это масс-маркет, веранда, несомненно, увеличивает прибыль. Сегодня многие сетевые рестораны сталкиваются с такой проблемой – вреди тех цветов, которые можно использовать при строительстве веранды (цвета должны гармонировать с  цветом фасада здания), нет цветов брендбука. Эта проблема менее актуальна для авторских ресторанов, но для сетевых она пока неразрешима. Таким образом, все рестораны визуально выглядят одинаково, мы теряем колорит».

Говоря о том, насколько важно наличие веранды для загородных отелей, Антон Алексеев, директор по девелопменту  ГК «Фанталис», отмечает: «В загородных отелях веранды предназначена для внутренних посетителей, и она является многофункциональной площадкой, где можно проводить занятия по йоге, детские игры и т.д. Для загородных отелей веранды просто необходима и очень выгодна».

Артур Антропов, руководитель ГК «Террадек» рассказывает о том, насколько практичны современные веранды: «Сегодня возможно использовать один и тот же материал на протяжении 5-7 лет. Стоимость 1 кв.м. веранды составляет около 4000 рублей, сюда входит основа, террасная доска  и монтаж».

Восстановление усадеб – игрушка для богатых или реальный бизнес?


Насколько усадьбы привлекательны для гостиничного бизнеса сегодня? На этот вопрос ответил Вадим Прасов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, управляющий партнер УК «Альянс Отель Менеджмент»: «На сегодняшний день усадьбы для гостиничного бизнеса не слишком интересны. Особенно, если на территории усадьбы нет большого участка, где можно построить что-то новое. Как правило, усадьба является памятником архитектуры, и это тоже порождает большие сложности. Например ,невозможно установить систему кондиционирования, а это необходимо для отелей 4* и 5*. Важна также общая инфраструктура, ведь необходимо наладить поток, а сейчас он носит краткосрочный характер».

Алексей Могила отмечает, что реставрация усадеб может стать плюсом в отношениях с правительством, однако трудности, связанные с реставрацией и использованием усадьбы, перевешивают в данном случае все бонусы.

Алена Уласова, директор Центра правового обеспечения инвестиций в сохранение ОКН Инвестиционной группы компаний ASG, напротив, настроена более оптимистично: «В настоящее время у нас 4 усадьбы в Московской области и наша задача – сделать объекты живыми, привлекательными для туристов. Мы хотим развеять миф о том, что усадьба – это игрушка для богатого человека. На самом деле это не так. Сейчас инвесторы не идут в подобные проекты, т.к. нет четкого понимания, что можно, а чего нельзя делать при реконструкции усадьбы. Мы активно используем государственно-частное партнерство. Например, в Казани мы отдали муниципалитету землю для строительства социального жилья и получили 26 объектов культурного наследия. Государство взяло на себя обеспечение коммуникациями. Мы считаем, что принципы ГЧП должны применяться и на территории Московской области».

Мария Онучина, директор департамента управления объектами NAI Becar комментирует вопрос: «Необходимо прорабатывать начальную документацию, вносить ясность, чтобы привлекать инвесторов».

А Алексей Могила добавляет: «На территории Московской области сегодня 1700 объектов являются памятниками культуры, однако на деле являются таковыми лишь около 450. Это и порождает создание таких программ, как аренда за 1 рубль».

Николай Клементьев, директор по проектированию ГК «Спектрум» комментирует вопрос с точки зрения архитекторов и проектировщиков: «Основная сложность при реставрации усадеб заключается в сохранении статуса и новом функционале, т.е. не всегда удается поместить то, что хотелось бы в то, что есть. Есть сложности с чисто техническими вопросами, проведением коммуникаций. Как уже было отмечено, невозможно поставить систему кондиционирования. В целом реконструкция обходится гораздо дороже, чем строительство нового здания»



подпишись НА эксклюзивные новости cre