Real Estate Forum

18 декабря 2014
18 декабря в Holiday Inn Simonovsky состоялся Real Estate Forum, организатором которого выступила Meeting Point.

Деловую программу открыла Марианна Романовская, директор департамента консалтинга GVA Sawyer, выступавшая на тему «Свободные ниши для развития и инвестирования в недвижимость в изменяемых условиях рынка». Спикер обратила внимание на формат малых торговых центров, которые могут стать живым примером поговорки «все новое – хорошо забытое старое». По мнению Марианны Романовской существуют 2 фактора, которые становятся предпосылками для развития подобных малых форматов, а именно – их капиталоемкость, а также уровень посещаемости и лояльности потребителей к ним. В свою очередь для девелоперов малые ТЦ несут возможности для иных функционалов, а также нестандартных концепций (специализированные и др. ТЦ). «Не совсем правильно говорить, что есть свободные ниши. Все определяет локация», - подытожила Марианна Романовская.

Тема дискуссионной панели – «Риски и возможности для девелоперских проектов» - активно обсуждалась не только спикерами, но и участниками форума.

«Весь 2014 год был годом спада на рынке – цифры говорят сами за себя. Объем инвестиций упал практически в 3 раза. Мы видим уход с рынка западных инвесторов, а те, кто остается не идет в девелопмент. Стоит говорить о ритейлерах-операторах – это Ашан, который не свернул свою программу, Леруа Мерлен и т.п. Всех остальных мы не видим. Те фонды, которые были на рынке, консервируют свою работу. Ужасный удар в 2014 году – Европейский банк реконструкции и развития официально запретил начало новых проектов в России, - начала дискуссию Вера Сецкая, президент GVA Sawyer. – Какие четыре кита у девелопмента? На мой взгляд, это грамотная концепция, наличие капитала, профессиональная команда, и последнее – это наш потребитель. И предсказать поведение потребителя сложнее всего».

 «Как брокеры мы наблюдали активность девелоперов в жилой недвижимости. Был большой интерес со стороны непрофильных компаний, которые хотели зайти в девелоперский сегмент. В начале года мы еще видели игроков, которые смотрели крупные площадки под крупные ТЦ, но большинство этих заявок не материализовались и в середине года все практически сошло на нет, когда пришло понимание того, что финансирование этих проектов будет, мягко говоря, затруднено», - рассказал Алексей Филимонов, генеральный директор Astera Moscow.

 «Девелоперы готовы разговаривать с арендаторами, но пока непонятно, как поведут себя банки с финансированием. Я думаю, что сейчас много проектов «схлопнется», много проектов перейдет в непрофильные активы в банках», - прокомментировал Николай Девятилов, генеральный директор Praedium.

Марианна Романовская заметила: «Сейчас в девелопмент могут идти те, у кого собственный капитал. Есть смысл инвестировать в города-миллионники. Все, что меньше, сейчас будет тихо умирать».

 «Мы сажаем на процент с оборота уже даже в помещениях до 200 м, чего раньше никому в голову не могло прийти. На сегодняшний день у собственников не остается выбора, потому что надо хоть кого-то хоть как-то посадить», - рассказал Алексей Филимонов.

На вопрос Веры Сецкой, в какие проекты сейчас стоит вкладываться, Николай Девятилов ответил: «Если рассматривать кейс, в котором ты – девелопер и нужно обязательно войти в проект, я бы рассматривал МФК, где можно регулировать соотношение составных частей».
Вера Сецкая отметила еще одну тенденцию грядущего года: «В этом году мы видели реальное количество сделок built-to-suit. Мне кажется, что за этим будущее – будут приходить пользователи, которым то-то нужно и под них девелопер будет строить финансовую схему. Built-to-suit будет реальной тенденцией в 2015 г.».

На что Николай Девятилов заметил: «На мой взгляд, это будет даже не формат built-to-suit, а фи-девелопмент». «Фи-девелопмент реально экономит деньги собственнику. В России он практически не распространен – это около 10%, на западе его доля гораздо больше. В такие времена, как сегодня, нельзя работать без профессионального сопровождения», - прокомментировала Вера Сецкая.

Продолжая разговор о современных реалиях, Алексей Филимонов заметил: «Сейчас первоочередной задачей является эффективность. Если говорить о ТЦ, то соотношение эффективных площадей стало очень важным моментом. Люди уже начинают задумываться, кто наш потребитель. И если раньше нашим потребителем считали исключительно арендаторов, то теперь уже интересует, будут ли к этим арендаторам приходить реальные потребители».

Алексей Филимонов прокомментировал вопрос относительно азиатских инвестиций и возможности их появления в России: «Могу сказать, что ни в следующем году, ни через 2 года мы не увидим в России азиатский капитал по целому ряду причин: во-первых, все, что делается в Азии, делается очень медленно, во-вторых – должно быть политическое решение, в-третьих, чтобы инвесторы пришли на наш рынок, они должны иметь возможность заработать деньги, это ключевая проблема – мы не можем объяснить, что мы предлагаем».
Мероприятие завершилось практической кейс-секцией – презентациями проектов недвижимости.



подпишись НА эксклюзивные новости cre