Общественные пространства - тренд в архитектуре торговых и офисных центров

Нынешняя градостроительная политика Москвы диктует новые архитектурные принципы проектирования зданий. Особое внимание стало уделяться развитию общественных пространств, интегрированных в проекты коммерческой недвижимости. Как отмечают эксперты архитектурного бюро UNK project, благоустроенные зоны общего пользования могут занимать 5-10% от площади участка застройки.
7354

Концепция организации общественных пространств при торговых, офисных или многофункциональных центрах подразумевает возможность проведения в этих зонах максимального количества времени. Фактически эти пространства не связаны с коммерческой деятельностью напрямую: это могут быть детская площадка, фонтаны, спортивный парк, площадка для проведения ярмарки выходного дня и пр. Наличие таких зон придает городской среде качественно новый уровень, объединяя здания в архитектурный ансамбль и наделяя пространство между ними максимальным количеством функций.

Включение общественных пространств в проект положительным образом сказывается и на его инвестиционной привлекательности, а также спросе со стороны арендаторов. Как правило, общественные зоны занимают не более 5-10% от площади участка застройки. При этом речь идет о территориях, которые в любом случае не используются девелопером под строительство – участках непосредственно перед объектом или между его корпусами. Обустройство этих зон приводит к удорожанию бюджета проекта на 3-4%, однако востребованность реализованного объекта со стороны арендаторов и инвесторов полностью покрывает эти расходы.

Новые требования к проектам диктует не столько градостроительная политика, сколько социально-экономическое развитие общества. Сейчас практически в любой компании происходит борьба за кадры, поэтому все чаще перед руководством стоит задача создать в офисе среду, которая бы являлась для сотрудника приятным бонусом и стимулом к работе. Так, например, в новом офисе Mail.ru архитекторами UNK project была создана среда со всей необходимой инфраструктурой, позволяющей работнику комфортно проводить в офисе максимальное количество времени.

Роль общественных пространств усилилась и в торгово-развлекательном сегменте. Сейчас поменялись предпочтения москвичей. Если раньше горожане по выходным развлекались в торговых центрах, то сейчас все идут в парки, киноконцертные залы и пр. Кроме того, в Европе, как, впрочем, и в Москве, все большую долю на рынке ритейла занимают интернет-магазины, поэтому просто большим количеством магазинов сейчас никого не удивить. Для того, чтобы притягивать к себе посетителей, торговому центру необходимо иметь уникальную развлекательную составляющую, быть местом для новых впечатлений. Как следствие, мы наблюдаем интересную синергию торговых центров с музеями, образовательными центрами и планетариями или океанариумами.

Объединение общественных пространств с офисными или торговыми центрами характерна для многих зданий в Европе, в Москве же эта тенденция только начинает развиваться. Прежде всего, она прослеживается в проектах редевелопмента промышленных зданий. Интересные концепции обустройства общественных пространств реализованы в деловом доме DOMINO и бизнес-центре «Фабрика Станиславского». В каждом из них сквер с ландшафтным дизайном или даже площадь представляют собой как бы продолжение объекта. Среди наиболее ярких и успешных реализованных проектов также можно назвать БЦ «Белая Площадь» на Белорусской. Между четырьмя корпусами офисного комплекса пролегают прогулочные зоны, которые сходятся в благоустроенной площади с красивым фонтаном».  

Одним из перспективных проектов с концептуальными общественными зонами является 2-ая очередь комплекса «Империя Тауэр» в «Москва-Сити». Согласно замыслу архитекторов UNK project, весь первый этаж здания будет отдан общественному пространству с магазинами и ресторанами, которое будет доступно для посетителей круглосуточно. Своеобразной осью первого этажа станет диагональная «дорога» атриума, проходящая через весь комплекс. С обеих сторон перед входами в «Империя Тауэр» расположены небольшие площади, устроенные наподобие гигантских «лоджий» и защищенные общей кровлей комплекса от попадания прямых осадков. 

Если в границах города, особенно в его центре, создание общественных зон сильно ограничивается плотностью застройки, то вблизи или за пределами МКАД благоустроенная прилегающая территория бизнес-центров встречается довольно часто. Самыми известными примерами являются «Кантри-Парк», «Олимпия Парк» и бизнес-парк «Крылатские холмы».

Среди строящихся проектов ярким примером является бизнес-парк «Сколково Парк», реализуемый ScottBrownrigg, партнером UNK project. «Объект обладает безусловным преимуществом - большая территорией, позволяющей реализовать практически любую фантазию архитектора. Так, большой ландшафтный парк по всему периметру опоясывает корпуса офисного комплекса. В бизнес-парке предусмотрена красивая входная зона с искусственным водоемом и мостом перед ним. Инфраструктура проекта включает общественную зону с кафе, ресторанами и магазинами, а также небольшую площадь со спуском вдоль реки».

Включение общественных зон в проекты коммерческой недвижимости, безусловно, является позитивным трендом, который не только преображает архитектурный облик Москвы, но и делает жизнь горожан более комфортной. Как показывает европейский опыт, вслед за синергией общественных и деловых пространств градостроительное развитие города тяготеет к созданию естественных ландшафтов – болот, зарослей, «диких» парков, в которых таким образом интерпретируется чувство близости человека к природе. Из городов уводят транспорт, поэтому освободившаяся территория позволяет «поднимать» подземные реки  из коллекторов, пуская их над землей, и благоустраивать набережные. Возможно, такие перспективы когда-нибудь появятся и у реки Неглинки.

Автор - Юлий Борисов, главный архитектор, UNK project.



журнал CRE 13-14 (412-413)

Июль-Август
Очередной номер журнала CRE вышел  в печатном формате. PDF-версию можно посмотреть ЗДЕСЬ Журнал выпущен при поддержке: MD Facility Management   Альфа-Сервис   Comcity   ricci   Группа компаний Спектрум   Metrika Investments     O1 Standard   Knight Frank   ОСТАНКИНО BUSINESS PARK   Михайловский Девелопмент В НОМЕРЕ: Актуально ДОРОГИЕ ВСЕ Почему в России продолжает дорожать всё и вся?   ВСЁ НИЖЕ И НИЖЕ Вернёт ли падающая ключевая ставка интерес к коммерческой ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (8 - 14 августа)

Дебют регионального оператора коворкингов в Москве, открытие РЦ «Чижик», завершение строительства склада для «Яндекса», назначения в Ситилинк и Nikoliers, и другие новости в нашей традиционной подборке.
14.08
Источник: Пресс-служба KravtGroup
Проект

В Нижнекамске построят бизнес-отель

KravtGroup откроет бизнес-отель в Нижнекамске.

16.08
Источник: CRE
Конфликт

Апелляционный суд оставил в силе решение по H&M

Согласно решению суда, компания должна выплатить «Острову Мечты» 538 млн рублей.

12.08
Источник: CRE
Открытие

«АТ Недвижимость» ввела в эксплуатацию склад для «Яндекса»

Компания заняла 139 тыс. кв. м в «Логопарке Софьино». Кроме того, получено разрешение на строительство служебного здания площадью 3,3 тыс. кв. м для компании, управляющей логопарком.

11.08
Источник: пресс-служба ТЦ «Сиеста»
Проект

В «новой Москве» готовят к открытию ТЦ «Сиеста»

Торговый центр площадью 17 600 кв. м планируется открыть уже осенью 2022 года.
15.08
Источник: CRE
CRE Awards

Они поддержали CRE Federal Awards 2022!

Сектор Real Estate Consultants & Brokers
 
12.08
Источник: Asterus
Проект

Asterus завершил благоустройство «Ростех-Сити»

На пяти гектарах расположатся пешеходный бульвар и четыре водоема общей площадью около 1,35 тыс. кв. м.

11.08

подпишись НА эксклюзивные новости cre