Обзор торговой недвижимости Москвы за 3 квартал 2014 г.

Как отмечают эксперты, экономическая ситуация привела к существенному росту уровня вакансии в торговых центрах Москвы с 3,5% до 6%.
3471

По мнению экспертов JLL, увеличение уровня вакансии связано, прежде всего, с существенным увеличением предложения с начала года и активной ротацией арендаторов. Так, за три квартала текущего года на московский рынок вышло 285 тыс. кв. м качественных площадей в торговых центрах, что в 1, 5 раза превышает объем совокупного ввода за прошлый год.

В третьем квартале было введено в эксплуатацию 2 объекта  - ТЦ «Водный» (32 тыс. кв. м) и ТЦ «Алфавит» (11 тыс. кв. м). Таким образом, квартальный результат на 20% превысил результат аналогичного периода прошлого года, когда было введено 35 тыс. кв. м.

«Традиционно 3-й квартал не отличается высокими объемами ввода – обычно девелоперы выводят на рынок основной объем площадей к концу года. Так, и в этом году в 4-м квартале мы ожидаем наибольший объем ввода – пять торговых центров суммарной арендуемой площадью более 450 тыс. кв. м заявляют о своем открытии. Если все анонсированные проекты будут реализованы в срок, объем ввода новых площадей по итогам 2014 года превысит 750 тыс. кв. м, что станет рекордным показателем за всю историю рынка», - комментирует  Татьяна Ключинская, директор по России и СНГ, начальник департамента торговых площадей компании JLL.

Волатильность валютного курса повлияла на увеличение сроков принятия решений арендаторами, что в свою очередь влияет на скорость заполнения торговых центров. Так, в следующем году аналитики ожидают дальнейшего роста уровня вакансии в связи со значительным объемом ввода новых объектов, а также пересмотром некоторыми ритейлерами планов по развитию в связи с ослаблением покупательской способности россиян и, как следствие, снижением темпов роста розничных продаж. Согласно данным аналитиков JLL, средняя ставка в качественных объектах Москвы находится на уровне 0,5-1,8 $ за кв. м в год, а максимальная – 3-4,5$ за кв. м в год.

Несмотря на существенное увеличение торговых площадей  (к концу 3 квартала объем предложения достиг 3,8 млн кв. м), Москва по-прежнему уступает не только крупнейшим городам Европы, но и северной столице Санкт-Петербургу. Так, обеспеченность на 1 тыс. чел. В Москве составляет 319 кв. м, в то время как в Санкт-Петербурге уровень обеспеченности торговыми площадями достиг 407 кв. м.

В 3-м квартале 2014 года свои первые магазины в Москве открыли такие новые бренды, как TwinSet (одежда), Unode50 (бижутерия и ювелирные украшения), Crate&Barrel (мебель и предметы интерьера), Penti (белье), A.Lange&Sohne (элитные часы), а также появилась первая кондитерская известной американской сети Magnolia Bakery.

Что касается российского рынка в целом, то по итогам 3 квартала рынок увеличился на 272 тыс. кв. м. Наиболее крупными введенными объектами ТЦ «Амбар» (90 тыс. кв. м) в Самаре и Лотос Plaza в Петрозаводске (62,5 тыс. кв. м). За три квартала текущего года было введено более 840 тыс. кв. м, что практически соответствует результату аналогичного периода прошлого года (около 850 тыс. кв. м).  Основной объем нового предложения пришелся на Москву (34%), и города с населением не менее 500 тыс. чел. (33%). По прогнозам аналитиков JLL, ввод торговых площадей в России по итогам текущего года может составить около 1,7-1,8 млн. кв. м.

Кроме того, эксперты отмечают снижение активности девелоперов в торговых центрах в регионах, что связано как со сдержанным спросом ритейлеров в отношении будущих проектов, так и с ограниченным доступом к заемному капиталу.

«По нашему мнению, в ближайшей перспективе строительство новых торговых центров начинаться не будет, за исключением проектов, уже обеспеченных финансированием или реализуемых за счет собственных средств. В результате мы получим эффект 2009 года – “провал” в объемах нового ввода в течение ближайших лет», - отмечает Татьяна Ключинская.


иГРОКИ РЫНКА

Консалтинг и брокеридж

JLL

журнал CRE 20 (398)

ноябрь 2
 CRE №20 (398) ноябрь 2 Ознакомиться с PDF-версией издания можно ЗДЕСЬ Номер выпущен при поддержке  Raven Russia www.rrpa.ru CBRE www.cbre.ru В НОМЕРЕ: Тема номера ВРЕМЕНА КОДА   Опрос ПРОДУКТ НЕПРОТИВЛЕНИЯ СТОРОН   Тренды ТЦ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ   Классификация ОФИСЫ ЛИШАТСЯ БУКВЫ «С»   Тенденции ЗДРАВСТВУЙТЕ   Ре ПОЛУОСТРОВ ГРИНВИЧ, ЛОНДОН, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ  ...

Популярное

Открытие

OZON открыл dark store в Москва-Сити

Площадь нового пространства составляет 1 000 кв. м. 
02.12
Аукцион

«Открытие» избавляется от региональных торговых активов

Банк «Открытие» продает торговые центры в регионах.
 
03.12
События

CRE Awards ищет «зелёных»

В отличие от других номинаций, где традиционно оцениваются новые объекты, «Зеленый кирпич» подразумевает проверку временем. Поэтому здесь участвуют объекты, построенные не позднее двух лет назад, и соответствующие общепринятым экологическим стандартам. Регистрация идет до 14 января.

03.12
Проект

Apollax Space прибыл в «Новосущевский»

Apollax Space открывает гибкий офис на Сущевском валу. На площади 2200 квадратных метров разместились 6 офисных пространств, рассчитанных на 320 сотрудников.
02.12
Проект

В Москве появится новый ФОК

Объект будет расположен в районе Отрадное на Сигнальном проезде, а общая площадь комплекса - 5 300 кв.м. 
02.12
Сделка

Сбер вступил в «Легион»

СБЕР ФОНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ арендовал офис площадью 800 кв. м в БЦ «Легион 3». 
02.12
Сделка

Hines продал долю в БЦ в центре Москвы

Основным владельцем офисного центра «Гоголевский, 11» стал европейский инвестиционный фонд IML Invest.
07.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre