Офисная и торговая недвижимость - 10 главных трендов 2016 года

Специалисты инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet подготовили обзор 10 основных тенденций в сегменте коммерческой недвижимости (офисной и торговой), которые получили развитие в 2015 г. и продолжатся в 2016-м. 
6113

Специалисты инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet подготовили обзор 10 основных тенденций в сегменте коммерческой недвижимости (офисной и торговой), которые получили развитие в 2015 г. и продолжатся в 2016-м. Среди них - ротация арендаторов, полный отказ от долларовых арендных ставок, оптимизация расходов на аренду, сокращение затрат на строительство, спрос на трансформируемые пространства и поиск новых форматов, рост доли вакантных площадей и замедление темпов ввода новых, а также продолжающий уход иностранных брендов.

1. Ротация арендаторов

«Весь 2015 год на рынке наблюдалась активная ротация арендаторов – за год одно и то же помещение могли сменить несколько компаний. Арендаторы покидали старые офисы, если им не удавалось договориться о снижении арендных ставок или отмене ежегодной индексации. Те арендодатели, которые не пошли на уступки, потеряли клиентов, поскольку при высокой вакантности коммерческих площадей у арендаторов был большой выбор. На сегодняшний день самые низкие арендные ставки предлагаются в проектах, которые недавно вышли на рынок и еще не успели заполниться. При этом правообладатели придерживаются гибкой ценовой политики и в ходе переговоров первоначально озвученные ставки могут быть снижены до 15%», – комментирует Владислав Луцков, заместитель генерального директора Est-a-Tet.

2. Полный отказ от номинирования арендных ставок в валюте

В 2015 г. арендодатели старались как-то зафиксировать долларовые арендные ставки с помощью валютного коридора, однако в 2016 г. такая практика постепенно сойдет на нет из-за стремительной девальвации рубля. Уже сейчас в офисах класса B долларовые арендные ставки – большая редкость, а в классе A более половины собственников перешли к рублевым ставкам.

3. Сокращение затрат на аренду офисов

Снижение затрат на аренду офисов будет производиться за счет сокращения сотрудников, увеличения количества «удаленных» рабочих мест, аренды более низких по классу помещений. Если бизнес не имеет представительских функций и для клиентского потока более «скромный» офис не будет сигнализировать о финансовых проблемах компании, арендаторы идут на снижение класса арендуемого бизнес-центра. В среднем, перейдя из класса A в класс B, можно сэкономить порядка 30% на арендных платежах, а также на эксплуатационных расходах.

4. Для операторов торговли – оптимизация занимаемых площадей

Торговые операторы также будут стремиться к сокращению расходов, в первую очередь за счет оптимизации занимаемых площадей путем уменьшения ассортимента и сдачи в субаренду высвобождаемой площади.

5. Сокращение затрат на строительство

В 2015 г. турецкий холдинг Enka сократил параметры проекта, который должен был быть построен на месте ТЦ «Капитолий» в Марьиной роще, и отказался от строительства подземной части. Подобные случаи пересмотра параметров проектов будут отмечаться и в 2016 г. Среди возможных способов сокращения затрат на строительство – обустройство паркинга на нулевом или первом этаже, в стилобате и, соответственно, отказ от подземной части, сокращение этажности, отказ от офисной части и т.д.

6. Спрос на трансформируемые пространства

Увеличится доля проектов, в которых предусмотрена возможность быстрой трансформации одной функции в другую: например, апартаменты можно переделать в офисы и наоборот.

7. Рост доли вакантных площадей в офисной и торговой недвижимости

Уровень вакантных офисных площадей продолжит расти – если в 2015 г. этот показатель в сегменте офисной недвижимости класса A достигал 25%, а класса B – 18-20%, то в 2016 г. он может еще увеличиться.

8. Уход иностранных брендов

Скорее всего, в 2016 г. иностранные бренды продолжат закрывать свои российские магазины. В меньшей степени эта тенденция затронет низкий и средний ценовые сегменты.

9. Поиск новых торговых форматов

Собственники и управляющие компании действующих торговых центров в 2016 г. будут находиться в поисках новых форматов, способных если не увеличить повсеместно сокращающийся трафик посетителей, то хотя бы удержать его от существенного спада и заполнить высвобождающиеся площади. Повышенное внимание будет уделяться сфере развлечений, особенно в формате «семейного отдыха». Кроме того, в торговых центрах все чаще будут появляться арендаторы, предлагающие образовательные услуги (различные учебные центры, танцевальные классы и т.д.).

10. Замедление темпов ввода новых площадей

В 2016 г. на рынке коммерческой недвижимости ожидается дальнейшее сокращение темпов ввода новых площадей, однако его масштабы предсказать пока сложно, поскольку ряд правообладателей находятся в стадии принятия решений о дальнейшей судьбе того или иного участка.

 

 



журнал CRE 3 (423), 2023

Март
Вышел из печати мартовский CRE № 3 (423), 2023 Журнал выпущен при поддержке: Sminex-Интеко   MD Facility Management   RD Management   Raven Russia   Metrika Investments   Группа компаний Спектрум   S.A. Ricci   Читайте в номере:   Актуально ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ Бизнес ищет в дружественных странах дополнительные способы доставки товаров   Тема номера ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ДОХОДЯГА Будущее формата арендных домов не очевидно, но оно есть   Интервью Сергей Матюхин, генеральный д...

Популярное

Источник: CRE
События

Office Development Brunch: Классический офисный рынок умер, да здравствует новый офисный рынок?

На офисном рынке один вызов сменяется другим, а понимание того, что на самом деле происходит, к чему всем участникам готовиться – разнится у всех игроков. На новом мероприятии, организованном CRE Events, мы постарались схлестнуть консультантов с инвесторами, девелоперов с арендаторами, строителей с собственниками, чтобы привести тот хаос, который еще есть на рынке к какому-то общему знаменателю. Получилось ли у нас? – читайте в этом отчете или смотрите в полном видео конференции.
22.03
Источник: Radius Group
Сделка

«Русский свет» озарит «Южные врата»

Поставщик электротехнического оборудования и светотехники арендовал в индустриальном парке под управлением Radius Group блок площадью 32 тыс. кв. м. Консультантом сделки выступила NF Group.
23.03
Источник: Пресс-служба NF Group
Сделка

Алкогольная компания арендовала склад в «Логопарке Шушары»

Алкогольная компания LADOGA арендовала 7 000 кв. м в СК «Логопарк Шушары» в Санкт-Петербурге.
 
20.03
Источник: Пресс-служба X5 Group
Игроки рынка

X5 Group обнародовала финансовые результаты-2022

Выручка X5 за 2022 год выросла на 18,2%.
 
20.03
Источник: CRE
Проект

«Крост» позовет бизнес в Коммунарку

Девелопер планирует построить МФК на 190 тыс. кв. м в административно-деловом центре «Коммунарка», который по замыслу столичных властей должен стать аналогом «Москва-Сити».
23.03
Источник: Пресс-служба КОКОН
Сделка

Mezon Plaza приняла инвесторов

В БЦ Mezon Plaza в Петербурге появился новый арендатор.
 
20.03
Источник: CRE
Экспертный анализ

Всё будет маркетплейс

Забастовка представителей пунктов выдачи Wildberries, недовольство партнёров другими агрегаторами в очередной раз обострили проблемы, о которых на рынке говорили с момента формирования в сегменте олигополии: всё будет маркетплейс, но это не всем понравится. Некоторые эксперты прогнозируют, впрочем, «запуск хотя бы частичных процессов переформатирования» электронной торговли в России, площадками заинтересовались в ФАС, а депутаты Госдумы разрабатывают законопроект по маркетплейсам, уже прозванный в кулуарах «законом Бакальчук».
 
Текст: Евгений Арсенин. Журнал CRE Retail.
24.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre