Стрит-ритейл: маленький, но очень бойкий

Наталья Блохина, директор департамента коммерческой недвижимости Kalinka Group

6597

У брокеров на рынке стрит-ритейла страда: год начался так же, как кончался предыдущий 2015-й - удивительной активностью покупателей объектов. Вот только скорого восстановления экономики это, увы, не означает. Это означает всего-навсего, что мы видим последствия усиливающегося государственного контроля за перемещением денежных средств. И – что мы по-прежнему живем во времена кризиса.


Смотрите, что происходит. За последние 6 месяцев спрос на объекты стрит-ритейла увеличился на 70% по сравнению с прошлым годом. Но объем приобретаемых площадей сократился в среднем на 40%, а средний бюджет  сделки – более чем в два раза. Проще говоря, берут «мелкого, но очень много».

Откуда такая активность? Казалось бы, кризис – не лучшее время для развития торговли, в том числе и уличной. Я думаю, что ларчик открывается гораздо проще, пусть и «с другой стороны». Дело в том, что инвесторы, не готовые рисковать своими деньгами в кредитных организациях, торопятся вложить их в недвижимые активы. Банки снизили ставки по вкладам, а арендный бизнес в стрит-ритейле приносит более выгодную доходность. К тому же накладываются изменения на валютном рынке и его переход на рублевые расчеты. Рубль в этом году скакал вверх-вниз процентов на 30, и под куполом этого «цирка» объекты коммерческой недвижимости и готового арендного бизнеса - по-прежнему один из самых надежных видов инвестиций и сохранения капитала.

А тем временем немного поднялась и стабилизировалась цена на нефть. Возможно, покупателям, ожидавшим снижения стоимости квадратного метра коммерческих площадей, стало очевидно, что ценовое дно уже достигнуто. Вот и третья причина: проявился отложенный спрос.

Все вышесказанное вполне относится к рынку коммерческой недвижимости в целом, но стрит-ритейл – самый чувствительный его сегмент. Он практически мгновенно реагирует на изменения политической и экономической конъюнктуры, и нынешний ажиотаж, его нюансы, - прямое тому доказательство.

Я хорошо помню, как когда-то покупатели мечтали о пятилетней окупаемости, окупались лет за семь, и все были довольны, тогда как «пятилетние» объекты зачастую даже не появлялись в открытом предложении, расходились «среди своих». А с прошлого года хорошие объекты стали исчезать и из «келейного» оборота, их просто снимали с продажи и оставляли себе. Продавать по текущим ценам бессмысленно, а если приносит операционную прибыль - «такая корова нужна самому».

Но вот помещений сомнительного качества в продаже сейчас много. Средняя окупаемость уверенно перешагнула за 10 лет. Здесь ситуация следующая. Вакантных площадей тоже хватает, и поэтому арендаторы постоянно ищут возможности уменьшить ставку. Собственник понимает, что прежний доход уже не получить, и решает продавать. Покупателю (или нам, выступающим от его имени) непременно следует пообщаться с арендатором, ведь если окажется, что тот сидит на чемоданах, легко можно купить пустые стены и в них и остаться, еще больше увеличив объем вакантных помещений на рынке.

Кстати, еще одна особенность текущего момента: большинство реализуемых помещений продаются с краткосрочными договорами аренды. Собственники не могут договориться о фиксированной цене, индексации арендной ставки или валютном коридоре. А за 11 месяцев – срок, на который они заключены, - сложно прогнозировать поведение арендатора, так что большим спросом пользуются долгосрочные договоры.

Как-то один из клиентов задал вопрос: «Сколько надо иметь помещений, чтобы два из них сдавалось всегда?». Так ведь можно иметь одно – и сдавать его по двойной цене. А можно десяток - и ни одного не сдать. Это очень тонкий вопрос – правильность выбора, но в целом, повторюсь, сейчас востребованы небольшие площади, тем более что большой актив требует больше внимания, денег, подготовки к продаже. Из маленького актива всегда проще выйти. Самый востребованный район – Патриаршие пруды, где готовы платить $20 тыс. за метр. Но он же и самый дефицитный: сейчас там продается несколько помещений, за самое дорогое просят $45 тыс. за метр. Появился интерес к переулкам, доселе, вроде бы, стрит-ритейлом не любимым.

Времена сейчас интересные, требующие энергичности и целеустремленности.  Все, что происходит сейчас на рынке коммерческой недвижимости, можно уверенно назвать временем для новых возможностей. Главное – успеть воспользоваться этим моментом.




Материалы по теме

Исследования рынка

Стрит-ритейл Москвы: вакантных площадей меньше не станет

CBRE обозначила основные тенденции развития рынка стрит-ритейла Москвы в 2016 г.

15.03
Точка зрения

Как изменился московский рынок стрит-ритейла в I полугодии 2015 года?

Екатерина Подлесных,  руководитель направления стрит-ритейла Colliers International Россия

05.08
Исследования рынка

На рынке стрит-ритейла Москвы наблюдается оживление спроса

По итогам 1-го квартала зафиксирован рост активности банков и кафе и увеличение бюджетов на аренду.

21.05

журнал CRE 3 (423), 2023

Март
Вышел из печати мартовский CRE № 3 (423), 2023 Журнал выпущен при поддержке: Sminex-Интеко   MD Facility Management   RD Management   Raven Russia   Metrika Investments   Группа компаний Спектрум   S.A. Ricci   Читайте в номере:   Актуально ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ Бизнес ищет в дружественных странах дополнительные способы доставки товаров   Тема номера ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ДОХОДЯГА Будущее формата арендных домов не очевидно, но оно есть   Интервью Сергей Матюхин, генеральный д...

Популярное

Источник: CRE
События

Office Development Brunch: Классический офисный рынок умер, да здравствует новый офисный рынок?

На офисном рынке один вызов сменяется другим, а понимание того, что на самом деле происходит, к чему всем участникам готовиться – разнится у всех игроков. На новом мероприятии, организованном CRE Events, мы постарались схлестнуть консультантов с инвесторами, девелоперов с арендаторами, строителей с собственниками, чтобы привести тот хаос, который еще есть на рынке к какому-то общему знаменателю. Получилось ли у нас? – читайте в этом отчете или смотрите в полном видео конференции.
22.03
Источник: Radius Group
Сделка

«Русский свет» озарит «Южные врата»

Поставщик электротехнического оборудования и светотехники арендовал в индустриальном парке под управлением Radius Group блок площадью 32 тыс. кв. м. Консультантом сделки выступила NF Group.
23.03
Источник: Пресс-служба NF Group
Сделка

Алкогольная компания арендовала склад в «Логопарке Шушары»

Алкогольная компания LADOGA арендовала 7 000 кв. м в СК «Логопарк Шушары» в Санкт-Петербурге.
 
20.03
Источник: Пресс-служба X5 Group
Игроки рынка

X5 Group обнародовала финансовые результаты-2022

Выручка X5 за 2022 год выросла на 18,2%.
 
20.03
Источник: CRE
Проект

«Крост» позовет бизнес в Коммунарку

Девелопер планирует построить МФК на 190 тыс. кв. м в административно-деловом центре «Коммунарка», который по замыслу столичных властей должен стать аналогом «Москва-Сити».
23.03
Источник: Пресс-служба КОКОН
Сделка

Mezon Plaza приняла инвесторов

В БЦ Mezon Plaza в Петербурге появился новый арендатор.
 
20.03
Источник: CRE
Экспертный анализ

Всё будет маркетплейс

Забастовка представителей пунктов выдачи Wildberries, недовольство партнёров другими агрегаторами в очередной раз обострили проблемы, о которых на рынке говорили с момента формирования в сегменте олигополии: всё будет маркетплейс, но это не всем понравится. Некоторые эксперты прогнозируют, впрочем, «запуск хотя бы частичных процессов переформатирования» электронной торговли в России, площадками заинтересовались в ФАС, а депутаты Госдумы разрабатывают законопроект по маркетплейсам, уже прозванный в кулуарах «законом Бакальчук».
 
Текст: Евгений Арсенин. Журнал CRE Retail.
24.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre