Офисные интерьеры – итоги года от PRIDEX

Сохраняющиеся на рынке офисной недвижимости выгодные для клиентов условия покупки и аренды, а также наличие значительного объема предложений качественных помещений стали причинами снижения плотности рассадки сотрудников в новых офисах. 
8314

Еще в 2015 г. данный показатель составлял 8,71 кв. м на 1 человека, в 2016 г. он вырос до 9,34 кв. м, а в 2017 г. плотность рассадки составила 10,52 кв. м на 1 сотрудника.

Тенденцией, оказавшей наиболее значительное влияние на планировочные решения новых офисных интерьеров в 2017 г., стало продолжающееся сокращение доли рабочих зон в структуре распределения площадей внутри новых интерьеров. С 2015 г., когда большинство клиентов предпочитали наиболее экономичные решения, доля площадей, выделяемых под рабочие станции (open space и кабинеты), снизилась на 10% и достигла 61%.

Причиной такого положения дел являются выгодные арендные ставки, которые позволили компаниям максимально реализовывать свои пожелания при создании новых офисных интерьеров, сделав их более комфортными и представительскими за счет расширения общественных зон: переговорных и рецепций.

Несмотря на то, что доля open space в структуре распределения площадей офисных интерьеров продолжает уменьшаться, тенденция размещения подавляющего большинства сотрудников в открытых рабочих пространствах сохраняется. Об этом свидетельствуют данные распределения сотрудников, чьи рабочие места расположены в кабинетах и зонах open space, в новых офисах. В частности, в 2017 г. доля сотрудников в openspaceвыросла на 3,35% и достигла рекордно высокого уровня – 92,56%.

Вместе с тем, показатель средней площади рабочего места в open space сохранился на уровне 2016 г. В ходе исследования были отмечены лишь незначительные изменения в сторону уменьшения рабочих станций на 0,12 кв. м за год – причиной этого может являться специфика процесса подсчета площадей. Дело в том, что во многих проектах элементы рекреации (игровые или лаунж зоны) интегрированы в openspace, что делает затруднительным классификацию офисных помещений и их распределение на зоны для работы и отдыха.

Актуальной тенденцией планировки открытых рабочих зон стало увеличение количества разных по площади рабочих станций. За последний год ряд компаний, располагающих значительными коллективами с ярко выраженной иерархичностью, реализовывали в рамках своих офисных интерьеров несколько типов рабочих станций в openspace, различающихся в первую очередь по занимаемой площади. Некоторые компании выбирали планировочные решения, предусматривающие несколько типов рабочих мест в openspace, среди которых можно выделить особо престижные станции, расположенные в угловых частях современных офисных башен с панорамным остеклением. Как правило, они предназначаются для топ-менеджеров. Такие места обосабливаются мебельными группами, системами хранения, акустическими ширмами и пр. Отдельные рабочие места оборудуются персональным блоком управления системой кондиционирования. В результате как по площади, так и по технической «начинке» подобное рабочее место ничем не уступает классическому кабинету, единственным отличием которого является  наличие стен.

Такое решение позволило компаниям не отказываться от сложившейся организации коллектива, учитывая иерархичность при распределении рабочих мест, и одновременно оптимизировать затраты на обустройство офиса.

Кабинеты

Сокращение количества сотрудников, чьи рабочие места расположены в кабинетах, не сказалось на доле кабинетов в распределении площадей внутри офисных интерьеров. Наоборот, их доля немного увеличилась: с 10% в 2016 г. до 11% в 2017 г. В первую очередь данный факт связан с увеличением площади среднего кабинета. За два последних года данный показатель вырос на 3,24 кв. м и составил 20,58 кв. м, что является наиболее высоким показателем средней площади кабинета в новых офисных интерьерах начиная с 2011 г.

Сохранение доли кабинетов на уровне 1/10 площади усредненного офиса обусловлено в первую очередь выгодными условиями аренды помещений, а также резким снижением количества сотрудников, чьи рабочие места были расположены в кабинетах. Именно за счет этого компании получили возможность обустраивать большие кабинеты для сотрудников, которые в них действительно нуждаются. Также нужно отметить, что зачастую кабинет является многофункциональным помещением, которое играет роль одновременно и персонального рабочего места, и переговорной, и склада, и шоу-рума.

Общественные помещения

Примерно 1/5 площади современного офиса приходится на общественные зоны. Этот принцип планировки помещений остался неизменным с прошлого года, изменилось лишь распределение площадей между переговорными, рекреацией и зонами рецепции.

Благоприятные условия на рынке покупки и аренды офисной недвижимости позволили компаниям уделить особое внимание имиджевым решениям, что отразилось в первую очередь на увеличении доли помещений, выделяемых под размещение рецепций. 

Похожая логика наблюдается и в случае с переговорными. Если 2-3 года назад компании, обустраивающие офисы с открытыми планировочными решениями, стремились «нарезать» максимальное количество небольших по площади переговорных, то в 2017 г. рыночная ситуация дала возможность увеличить площадь средней переговорной комнаты, сделав ее более удобной и вместительной. Вместе с тем, в рамках некоторых проектов прослеживалась возможность использования переговорных в качестве кабинетов с помощью специальной системы бронирования.

Сокращение доли рекреации связано не только с уменьшением площадей, выделенных под эту зону, но и с ее интеграцией в рабочие зоны, в частности в openspace. В рамках масштабных рабочих зон разноформатные вспомогательные помещения сочетаются с рядами рабочих станций. Среди этих помещений присутствуют и объекты рекреации, площадь которых очень проблематично выделить.

Технические зоны

Повышенное внимание со стороны клиентов к использованию в офисных интерьерах современных IT-решений, автоматизирующих управление инженерными системами, вызвало увеличение площадей, предназначенных для размещения технических объектов, в частности, серверных. С 2015 г. доля подсобных помещений выросла на 3% и составила 10%.

Неэффективные помещения

Изменение подходов к планировочным решениям новых офисов в сторону имиджевой составляющей обусловило изменения в сторону увеличения доли неэффективных помещений. С 2015 г. данный показатель вырос на 2%. В большинстве случаев данный рост является следствием небольших коридорных систем, которые являются неотъемлемой частью проекта при растущем количестве переговорных и прочих обособленных помещений.

Выводы

В сложившейся ситуации компании готовы инвестировать в качественные корпоративные интерьеры, увеличивая свои затраты на офис для создания комфортной и продуктивной среды. Вместе с тем, работодатели пересмотрели подход к планированию офисных помещений, значительно повысив требования к рациональному использованию занимаемых площадей и формированию эффективных коммуникаций между сотрудниками в новом офисе.

В 2017 г. обозначилась яркая тенденция, связанная с активным внедрением современных IT-решений в инфраструктуру офисных интерьеров. Развитие данных технологий еще окажет значительное влияние на подход клиентов к формированию планировок новых интерьеров.

Нельзя не отметить растущую долю многофункциональных помещений, назначение которых определить проблематично. Несмотря на то, что пока объектов с подобными зонами не много, существует высокая вероятность того, что уже в ближайшем будущем помещения, сочетающие в себе функционал рабочих станций, переговорных и рекреации, станут популярными.

 



Материалы по теме

Экспертный анализ

Время нестандартных решений: к чему приводит отсутствие свободных крупных офисов

Недостаток свободных помещений на рынке офисной недвижимости Санкт-Петербурга приводит к росту арендных ставок, считают аналитики компании JLL. 
24.11
Экспертный анализ

Вакантность на офисном рынке Москвы снизилась вдвое

По данным S.A. Ricci, средний уровень вакантности на офисном рынке столицы снизился до 14%, что в абсолютном выражении составляет около 2,2 млн кв. м. Наивысший уровень вакантности - 29% (4,2 млн. кв. м) - наблюдался на офисном рынке Москвы в 2014 г.

22.11
Экспертный анализ

В центре Москвы проблематично арендовать офис

Согласно отчету JLL, офисный рынок Центрального делового района (ЦДР) содержит в себе скрытый дисбаланс, который проявляется в дефиците предложения крупных офисных блоков. Это добавляет уверенности собственникам качественных бизнес-центров, что в дальнейшем приведет к росту ставок аренды.

14.11

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством жилья, апартаментов или МФЦ   Nota...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (8-14 апреля)

Расширение Industrial City Жуковский, новый складской проект Radius Group, региональная экспансия Lamoda Sport и Zenden, страсти по «Мегамаркету» на площади ИКЕА, переход ЦДМ под крыло «Киевской Площади», активная ротация арендаторов в мытищинском «Июне» и другие новости - в нашей традиционной подборке.
14.04
Источник: cre.ru
CRE Awards

Победители CRE Moscow Awards 2024

Поздравляем победителей XXI Премии CRE Moscow Awards 2024, торжественное награждение которых прошло сегодня в Барвиха Luxury Village!
18.04
Источник: CRE
Игроки рынка

Выручка Pridex в 2023 году достигла 54,5 млрд рублей

Портфель активных проектов компании превысил 220 тыс. кв. метров.
18.04
Источник: ЦДМ
Экспертный анализ

Рыночек порешал

На днях было объявлено о закрытии сразу двух сделок, названных отдельными экспертами «нерыночными» или «рыночными с оговорками» – ГК «Киевская площадь» купила у «Галс-Девелопмент» ЦДМ, а «Торговые галереи» – российский портфель активов входящей в группу семьи Мюлье Ceetrus. Обе сделки имеют все шансы стать не только самыми крупными в сегменте торговой недвижимости, но и по итогам 2024 года в целом.

Текст: Евгений Арсенин. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: O1 Properties
Назначения

Александр Ходоров перешел в O1 Properties

Александр назначен на должность финансового директора компании.
18.04
Источник: Пресс-служба Forma
Проект

Forma построит Frame

На Пресненском валу построят новый workplace.
 
16.04
Источник: CRE
Сделка

Российский е-com идет в Казахстан

Крупный российский онлайн-ритейлер арендовал единственный складской комплекс класса А в г. Актобе на северо-западе Казахстана. Площадь арендованных помещений - 5 тыс. кв. м. Консультантом сделки выступила компания IBC Real Estate.
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre