Торговля: дефицит свободных площадей и нового строительства

Компания Cushman & Wakefield в рамках подготовки отчета MarketBeat подвела итоги на рынке торговой недвижимости в III квартале 2018 г. Объемы нового строительства остаются низкими, а доля свободных площадей в торговых центрах достигла минимальных значений.
6445
Новое строительство

Согласно исследованию, в 2018 г. новое строительство торговых площадей упадет до минимума за последние 10 лет.

За 1-3 кварталы 2018 г. было построено 264 тыс. кв. м новых объектов торговой недвижимости. Всего за текущий год ожидается ввод 450 тыс. кв. м торговых площадей. Для сравнения: в 2014 г. было введено около 2,3 млн кв. м торговых площадей.

В третьем квартале 2018 г. было открыто 3 торговых объекта общей торговой площадью 91 тыс. кв. м. Основной объем нового строительства обеспечил запуск крупнейшего регионального торгового центра – ТЦ «Армада Капитал» в Оренбурге (GLA – 60 тыс. кв. м).

В Москве в третьем квартале 2018 г. не было открыто ни одного форматного торгового объекта. До конца года крупных открытий тоже не ожидается – планируются к вводу два небольших торговых центра.

На рынке Московской области основной прирост торговых площадей ожидается в городе Пушкино, где в 2018-2019 гг. планируется открытие двух торговых центров – «Пушкино Парк» (GLA – 30 тыс. кв. м) и «Акварель» (GLA – 51,5 тыс. кв. м).



Вакансии

Общее количество торговых площадей в Москве в форматных торговых объектах составляет 5,2 млн кв. м. По оценке Cushman & Wakefield, доля свободных площадей в торговых центрах Москвы на конец 3-го квартала 2018 г. составляет 9,1%.

После рекордного ввода в эксплуатацию площадей в 2014 г. и сохранявшихся высоких объемах строительства в 2015-2016 гг. уровень вакансии в тот период составлял 11-12%. Новые торговые центры открывались с 30-50% вакансией, что негативно влияло на средний показатель вакантности на рынке. В последние два года строительная активность снизилась, активность арендаторов стабилизировалась в сравнении с 2015-2016 гг, когда почти все операторы заморозили программы экспансии. В связи с этим в последние два года мы видим снижение уровня свободных площадей в торговых центрах.
 
«Снижение показателя происходит в основном за счет проектов, открытых 3-4 года назад с высокой долей вакансии, – площади в них постепенно заполняются. К началу следующего года мы ожидаем дальнейшего снижения показателя до 8,5-8,8%», - сообщает Татьяна Дивина, заместитель руководителя департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield.

Тенденции

С мая 2017 г. оборот розничной торговли в стране показывает позитивную динамику. На фоне заметного роста реальных заработных плат и нарастающего объема потребительского кредитования среднемесячный рост за восемь месяцев текущего года составил 2,7%. Это позволило Минэкономразвития пересмотреть прогноз на этот год в сторону увеличения. Тем не менее, опросы населения показывают снижение потребительского оптимизма в результате растущих цен, налоговой нагрузки и более пессимистичных ожиданий краткосрочного экономического развития. Поэтому в ближайшие два года мы увидим замедление темпов роста потребительской активности.

Слабый потребительский рынок будет сдерживать новое строительство. Сейчас в стадии строительства находится порядка 2 млн кв. м торговых площадей. Однако их фактический ввод в эксплуатацию будет зависеть от ситуации на потребительском рынке. Как предполагают аналитики компании, в 2019 г. будет введено в эксплуатацию около 700 тыс. кв. м.

В текущих реалиях рынок растет не количественно, а качественно. Во многих торговых объектах проходит реконцепция. Также начинает активно развиваться мало представленный формат аутлетов. В третьем квартале была открыта вторая очередь Outlet Village Pulkovo (GLA – 6 700 кв. м) в Санкт-Петербурге, до конца года ожидается открытие аутлета Brands’ Stories в Екатеринбурге (GLA – 10 тыс. кв. м) – первого объекта данного формата за пределами двух столиц. Также было анонсировано открытие двух новых аутлетов в Москве и одного в Перми.



Ретейлеры
 
Как рассказывает Оксана Мостяева, руководитель департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield, наиболее активно развивающимся сегментом рынка является продуктовый ретейл. Например, московская сеть «Вкусвилл» проводит активную экспансию: увеличивает свое присутствие в Санкт-Петербурге, устанавливает вендинговые аппараты со своей продукцией на станциях МЦК, начала сотрудничество с Lavkalavka.?

С целью оптимизации бизнеса и охвата большей аудитории ретейлеры проводят диверсификацию форматов, в том числе уменьшая площади магазинов. Например, IKEA открывает небольшие дизайн-студии площадью 150-200 кв. м, Zamania запускает малый формат парков развлечений (900-1200 кв. м), «Азбука Вкуса» развивает свои форматы АВ Dayli площадью 350-400 кв. м.

Крупные операторы создают новые бренды – «Спортмастер» запустил магазины собственной торговой марки Demix, «Детский мир» планирует открытие сети зоомагазинов, «Читай-город» запустил новый магазин необычных вещей «Гоголь-Моголь».

При этом, как отмечает Оксана Мостяева, активность выхода новых брендов на российский рынок снизилась. Тем не менее, ретейлеры продолжают умеренное развитие. На рынке появляются новые бренды как иностранного, так и российского происхождения.

Среди новичков на российском рынке: Karl Lagerfeld, DinoZoo, Coach, Cocodrillo. Помимо новых брендов, некоторые международные операторы – Orsay, Sephora – вернулись на российский рынок. Mexx также объявил о возвращении.


иГРОКИ РЫНКА

Commonwealth Partnership [CMWP™]

Мостяева Оксана

Консалтинг и брокеридж

Commonwealth Partnership [CMWP™]

Материалы по теме

KnowHow

Как поднять посещаемость торгового центра? Часть 1

Управляющий партнер Zirer & Co Андрей Цирер - о тех причинах падения трафика ТЦ, которые можно исправить, и о том, как сделать объект более привлекательным в глазах потребителя.

13.11
Экспертный анализ

Какие торговые центры любят покупатели?

Компания «МАГАЗИН МАГАЗИНОВ» совместно с агентством INSIGHT MR провели исследование, посвященное ретейлу и потребительскому поведению. Основной задачей проекта было изучить факторы, которые влияют на выбор потребителями различных розничных форматов торговой недвижимости, а также выяснить, насколько разные торговые центры отвечают запросам респондентов.
13.11
Исследования рынка

Как ослабление «фактора ЧМ» повлияло на торговые сегменты?

Согласно данным Colliers International, уровень вакансии на основных торговых улицах Петербурга снизился в третьем квартале 2018 г. на два пункта, составив 4%. При этом тройку сегментов-лидеров по открытиям, которая была сформирована в преддверии мундиаля, вместо продуктовых сетей теперь замыкает сегмент услуг (после общепита и fashion).
09.11

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством жилья, апартаментов или МФЦ   Nota...

Популярное

Источник: cre.ru
CRE Awards

Победители CRE Moscow Awards 2024

Поздравляем победителей XXI Премии CRE Moscow Awards 2024, торжественное награждение которых прошло сегодня в Барвиха Luxury Village!
18.04
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 апреля)

В Барвихе объявили победителей CRE Moscow Awards 2024, Pridex отчитался по выручке, Александр Ходоров перешел из Comcity в O1 Properties, в Казахстане крупная складская сделка, фитнес-центры становятся главными ньюсмэйкерами в торговой недвижимости, а эксперты рынка обсудили крупнейшие сделки последний дней - продажу ЦДМ и портфеля Ceetrus - для журнала CRE Retail.
21.04
Источник: CRE
Игроки рынка

Выручка Pridex в 2023 году достигла 54,5 млрд рублей

Портфель активных проектов компании превысил 220 тыс. кв. метров.
18.04
Источник: O1 Properties
Назначения

Александр Ходоров перешел в O1 Properties

Александр назначен на должность финансового директора компании.
18.04
Источник: ЦДМ
Экспертный анализ

Рыночек порешал

На днях было объявлено о закрытии сразу двух сделок, названных отдельными экспертами «нерыночными» или «рыночными с оговорками» – ГК «Киевская площадь» купила у «Галс-Девелопмент» ЦДМ, а «Торговые галереи» – российский портфель активов входящей в группу семьи Мюлье Ceetrus. Обе сделки имеют все шансы стать не только самыми крупными в сегменте торговой недвижимости, но и по итогам 2024 года в целом.

Текст: Евгений Арсенин. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: CRE
Сделка

Российский е-com идет в Казахстан

Крупный российский онлайн-ритейлер арендовал единственный складской комплекс класса А в г. Актобе на северо-западе Казахстана. Площадь арендованных помещений - 5 тыс. кв. м. Консультантом сделки выступила компания IBC Real Estate.
18.04
Источник: cre.ru
Проект

«Страна Девелопмент» застроит «Сити-2»

В «Москва-Сити» появится еще один квартал небоскребов.
 
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre