Москву захватил ЗОЖ

Аналитики компании Knight Frank проанализировали развитие продуктовых сетей в столичном стрит-ретейле в границах МКАД с 2015 г. и выяснили, что темпы закрытия продуктовых точек значительно уступают темпам их прироста – за 3 года в Москве закрылось 609 торговых точек, а открылось 2 009, таким образом, в столице функционирует 4 514 магазинов сетевых ретейлеров.
6061

Свое существование прекратили 12 сетевых брендов, а вышли на рынок 7 новых игроков. Особенно значительный рост продемонстрировал продуктовый ретейл формата «здоровое питание» и «фермерские продукты», который нарастил свое присутствие почти в 3,5 раза (с 209 до 714 торговых точек), при этом в данном формате на рынок вышло 3 новых бренда – LavkaLavka (7 торговых точек) и «Фреш Маркет 77» (6 торговых точек, 3 готовятся к открытию), а также «Ближние горки» (6 торговых точек).Самый крупный представитель ниши – «ВкусВилл» – показал почти десятикратный прирост количества магазинов (с 51 до 480 точек) – это самый мощный рост в сегменте продуктового ретейла среди всех игроков. Количество супермаркетов и мини-маркетов в стандартном формате за 3 года увеличилось в 1,7 раза (с 2296 до 3800 торговых точек). Лидерами по темпам прироста новых торговых точек и их численности стали сети «Магнит у дома» (рост почти в 7 раз до более чем 1 200 магазинов), «Дикси» (с ростом в 2,3 раз до 676 точек), «Пятерочка» (рост в 1,6 раз до 800 точек).  

• С 2015 г. на столичном рынке стрит-ретейла закрылось 609 торговых точек продуктового ретейла, при этом с рынка ушло 12 сетевых брендов – «Седьмой континент» (закрылось 122 магазина), «Диксика» (30 точек), АЛМИ (27 точек), «Покупай» (26 точек), «Я Любимый» (19 точек), «Народная 7Я» (14 точек), «Копейка» (7 точек), «Е.д.а»(5 точек), «Манго» (7 точек), «Едофф» (4 точки), «Огни столицы» (4 точки), «Полушка» (2 точки). С 2016 г. в сети «Седьмой континент» началась оптимизация магазинов, затем передача прав на бренд и аренду помещений, где работали торговые точки. Окончательное закрытие сети было связано с желанием основного акционера сконцентрироваться на активах в недвижимости (магазины сети работали на площадях, в основном принадлежавших структурам акционера). АЛМИ как проект одного из акционеров ГК «Виктория» стартовал в Москве, но без особо успеха, после чего акцент в развитии была смещен на республику Беларусь, где сеть работает и по сей день. «Диксика» была проектом компании по комплексному оснащению объектов торговли и общепита TAS Retail&Horeca. Сеть магазинов закрыли, поскольку в условиях снижения покупательской активности не были оправданы финансовые ожидания.



• Сократили свое присутствие на рынке, уменьшив число торговых точек за 3 года на 91 магазин, 7 сетевых брендов: «Перекресток Экспресс» (с 197 до 129 торговых точек), «Избенка» (с 125 до 118 точек), «Монетка» (с 47 до 45 точек), АБК (с 36 до 32 точек), «Гастрономир» (с 12 до 9 точек), «Бахетле» (с 7 до 3 точек), «Оливье» (с 4 до 3 точек), «Окей» (с 3 до 1 точки). Большинство магазинов «Перекресток Экспресса» развивалось по франшизе (первый опыт для X5 в таком формате), но в результате выросшая до 170 магазинов сеть приносила менее 1% выручки группы. Сначала сеть пытались продать, но не нашли покупателя, поэтому прошла оптимизация и переформатирование под другие бренды. «Избенка» как второй, менее популярный в силу ограниченного ассортимента формат сети, отошел на второй план, уступив место «ВкусВиллу». 

• Всего на столичный рынок за 3 года вышло 7 новых сетевых брендов, представленных 138 магазинами, при этом в формате «здоровое питание» и «фермерские продукты» 3 новых игрока – LavkaLavka, «Фреш Маркет 77», «Ближние горки» с общим количеством в 19 магазинов. Всего на текущий момент на рынке представлено 7 сетевых брендов здорового питания или 714 магазинов, что составляет 16% от общего объема торговых точек продуктового ретейла. 



• Самым крупным игроком в нише фермерских продуктов и здорового питания остается «ВкусВилл». С 2015 г. ретейлер нарастил свое присутствие почти в 10 раз (с 51 до 480 магазинов) – это самый значительный прирост среди всех продуктовых ретейлеров на столичном рынке. Средняя площадь магазинов сети варьирует от 100 до 250 кв. м.

• Виктория Камлюк, директор направления стрит-ритейла Knight Frank, отмечает, что стратегия развития сети «ВкусВилл» на 2019 год очевидно будет акцентирована на выход в регионы. В частности, на рынок Санкт-Петербурга, где на текущий момент открыты 5 торговых точек, с учетом высокой конкуренции на рынке продуктового ретейла для рентабельности экспансии ритейлеру нужно открыть в данном направлении порядка 100 объектов. Сетью для размещения по-прежнему рассматриваются оба формата: стрит-ретейл и ТРЦ, но поскольку средняя площадь объекта не превышает 300 кв. м, то для средних и крупных ТРЦ такой арендатор не будет являться трафикообразующим якорем. Хотя примеры размещения «ВкусВилла» на площадях концептуальных ТРЦ вместе с якорным гипермаркетом уже есть, например, ТЦ «Водный» и ТРЦ «Авиапарк». 

• Другие игроки в данной нише показали гораздо более скромный рост, однако все уверенно расширяются, ни один игрок не закрыл свою сеть. За 3 года сеть «Мясновъ» увеличила количество своих торговых точек на 25% (с 150 до 200 точек), «Город-Сад» – 2 до 7 точек, LavkaLavka – с 1 до 7, «Фреш Маркет 77» – 6 новых магазинов, «Ближние горки» – с 3 до 6, «Углече Поле» – с 2 до 5. Все магазины в данной нише представлены небольшими форматами до 350 кв. м. По словам Виктории Камлюк, емкость столичного рынка для продуктового ритейла в полной мере не заполнена, тем более, что тема здорового питания только набирает популярность, а средний чек в подобных магазинах выше. Вероятнее всего, дальнейшее развитие формата мы увидим в спальных районах. 

• Что касается остальных продуктовых ретейлеров, то самый заметный рост за 3 года совершила сеть «Магнит у дома», почти в 7 раз увеличив свое присутствие на рынке – с 188 до 1246 торговых точек (это максимальный показатель продуктового ретейла в столице в пределах МКАД по количеству магазинов на текущий момент). 

• Далее по темпам прироста следует сеть «Дикси» с показателем увеличения в почти 2,5 раза – с 295 до 676 магазинов. Замыкает тройку лидеров «Пятерочка» с ростом порядка – 1,6 раз с 474 до 800 магазинов (вторая по численности магазинов сеть в Москве). Пятая по численности магазинов сеть «Перекресток» за 3 года выросла в 1,4 раз с 115 магазинов до 164. Темпы развития сетей будут зависеть от многих факторов – это и восстановление покупательского спроса, и политические ограничения (сейчас обсуждается проект увеличения предельной доли ретейлера в регионах с 25% до 30-35%), и продление экономического эмбарго. Большинство ретейлеров акцентируют внимание на развитии онлайн продаж и обеспечении доставки продуктов, а также, следуя за изменившейся моделью покупательского поведения, на форматах у дома, что как раз и будет способствовать росту их доли в стрит-ретейле. 


иГРОКИ РЫНКА

Камлюк Виктория

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Исследования рынка

Продуктовые магазины отвоевывают центр Москвы

За последние два года продуктовые магазины существенно увеличили площадь занимаемых помещений в центре Москвы, говорится в исследовании компании Knight Frank. 
30.10
Сюжет

Продукты придут к покупателю сами

Основатель проекта Maxitube Максим Зябкин придумал, как избавить москвичей от утомительных очередей и бесконечного созвона с плохо ориентирующимися на местности курьерами. 
13.10
Исследования рынка

Ритейл. Развитие профиля «продукты»

Эксперты компании «Магазин Магазинов» рассказали о том, как развивается сейчас продуктовый ритейл.

19.07

журнал CRE 21 (420)

Декабрь 1
Вышел из печати CRE №21 (Декабрь 1). Журнал выпущен при поддержке: ADG group   Raven Russia   ТРЦ Щёлковский   Группа компаний Cristanval   Radius Group   Альфа-Сервис   MMG   Группа компаний «Пионер»   Nikoliers   Metrika Investments В НОМЕРЕ:   Тема номера ВЛОЖЕНИЯ В ДВИЖЕНИИ По прогнозам, к концу года будет побит прошлогодний рекорд инвестиций в коммерческую и жилую недвижимость   Тренды УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ФОРМАТ Эксперты назыв...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (28 ноября - 4 декабря)

Мультибрендовая сеть MOVE продолжает экспансию, KR Properties планирует расширение «Рассвета», Ghelamco продает свой логопарк, а промзоны «Грайвороново» и «Серп и Молот» получили новые проекты.
04.12
Источник: Stone Hedge
Игроки рынка

Продажи Stone Hedge за 11 месяцев достигли 50 тыс. кв. м

Большая часть реализованных площадей относится к премиальному бизнес-центру «Stone Ленинский». Общий объем офисных площадей в бизнес-центрах Stone достигает 250 тыс. кв. м.
05.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Содружество независимых складов

Эксперты ожидают бума складов и логистических проектов на территории СНГ и в бывших республиках СССР: санкционное давление усиливается, границы закрываются, логистика трансформируется, а финансовые операции усложняются. Склады в этих регионах могут стать как хабами для России, так и новым рынком на фоне массовой релокации бизнесов и россиян.
 
Текст: Максим Барабаш. Журнал CRE, ноябрь (2) 2022г.
05.12
Источник: Центр-Инвест
Открытие

Состоялось торжественное открытие МФТЦ «Сказка»

Торговый центр общей площадью 38 600 кв. м был торжественно открыт 3 декабря. Заполняемость объекта по договорам составляет более 80%.
05.12
Источник: Авито Недвижимость
Экспертный анализ

Оffice vivendi. Останется ли офис HR-брендом?

В России продолжает изменяться отношение к офисам. Среди причин – не только события последних месяцев, повлекшие уход иностранных арендаторов, сжатие бизнесов, но и глобальное переформатирование рынка труда.
 
Текст: Влад Лория. Журнал CRE, ноябрь (2) 2022г.
07.12
Источник: CRE
Проект

Ozon построит фулфилмент-центр в ТиНАО

ГЗК Москвы согласовала компании строительство объекта общей поэтажной площадью 355 тыс. кв. м на участке 17,7 га.
05.12
Источник: cre.ru
CRE News

Встречаем новые «CRE-Склады и логистика»!

Новый номер журнала «CRE-Склады и логистика» вышел из печати и доступен во всех точках распространения. Редакция благодарит за поддержку компании Raven Russia, Radius Group и MD Facility Management.  


 
06.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre