Как автоматизация влияет на успех франшизы

Татьяна Москвитина, руководитель направления «Управление запасами» ГК «КОРУС Консалтинг», о том, какие варианты автоматизации логистических процессов использует бизнес при запуске франшизы, и как это помогает франчайзи контролировать цепочки поставок и товарный ассортимент.
4744

Предприниматели все чаще выбирают «бизнес в коробке» вместо того, чтобы строить свою компанию с нуля: так проще, быстрее, понятнее. На успех бизнеса по франшизе во многом влияет наличие готовых ИТ-решений, особенно в тех отраслях, где автоматизация напрямую определяет скорость и качество процессов, например, в ритейле, гостиничном и ресторанном бизнесах. О том, какие ИТ-решения могут сегодня использовать компании для автоматизации процессов при «упаковке» франшизы, рассказывает Татьяна Москвитина, руководитель направления «Управление запасами» ГК «КОРУС Консалтинг».
 
Российский рынок франшиз достиг в объеме $5 млрд, по данным EMTG, и продолжает расти более чем на 15% в год. На нем до 3 тыс. активных продавцов, каждый из которых преследует свою цель — от быстрого освоения новых регионов до извлечения прямой прибыли от продажи контрактов.
 
В 2019 году, по данным Franshiza.ru, с предложением своей франшизы на рынок вышли 350 новых компаний. Число объектов, открытых по договору коммерческой концессии, за десять лет (с 2008 по 20018 годы) выросло с 18,5 тыс. до 67 тыс., и, по прогнозу Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), уже к 2025 году достигнет 200 тыс. Ритейлеры и сервисные компании чаще всего строят франчайзинговые сети: по оценке Franshiza.ru, на услуги приходится 35% всех франчайзи, еще 33% — на розничную торговлю непродовольственными товарами. Российская Ассоциация франчайзинга к ритейлу относит до 57% франшиз.
 
Когда ИТ из коробки — преимущество
 
Франшиза дает федеральным ритейлерам возможность быстро получить прибыль и направить ее на дальнейшее развитие. Поскольку торговля — отрасль со своими законами и правилами, часто вместе с продажей франшизы ритейлер отдает по контракту не только возможность пользоваться своим брендом, фирменным стилем, маркетинговыми инструментами, обучающими ресурсами, но и открывает для франчайзи доступ к своей базе поставщиков и логистической инфраструктуре.
 
Нужно учитывать, что франшизы чаще всего приобретают начинающие предприниматели, точка входа в среднем составляет 300-500 тыс. рублей. С одной стороны, это делает рынок франшиз в HoReCa очень демократичным, с другой — собирает на нем менеджеров разного уровня подготовки и опыта, так что одна и та же задача, например, планирование поставок, может решаться каждым франчайзи по-разному: в меру своих возможностей.
 
Именно поэтому при масштабировании розничного бизнеса важно сохранять контроль из «центра»: он достигается современными средствами автоматизации. Это помогает франчайзерам контролировать цепочки поставок и товарный ассортимент, быть спокойными за качество товаров и услуг. Франчайзи в свою очередь получают мощную поддержку в виде доступа к ИТ-системам бренда — и многие расценивают такую возможность как однозначное преимущество при выборе компании для сотрудничества.
 
Автоматизация закупок
 
Чаще всего вместе с франшизой сегодня продается доступ именно к системам автоматизации закупок. Процесс закупок — один из ключевых в торговом и ресторанном бизнесе. Например, для ресторанов сетей быстрого питания важно соблюдать не только строгий ассортимент, но и определенную рецептуру, а она, в свою очередь, завязана на ингредиенты конкретных производителей. В ритейле с определенной спецификой, например, в продаже электроинструмента, также большую роль играет взаимодействие с базой поставщиков и вендоров.
 
Автоматизированное формирование заказа позволяет свести к минимуму риски, связанные с человеческим фактором. Ведь даже при подробно описанных процессах, определении товарной матрицы и описании правил выкладки товара, весь положительный эффект может быть перечеркнут тем, что товар закуплен не вовремя и не в том количестве.
 
Для франчайзи подключение к сервису автозаказа может быть рекомендованным или обязательным. В этом процессе важную роль играет продавец франшизы: он обучает франчайзи работе с инструментом. Далее он либо полностью передает права на управление автозаказом, либо настраивает роли и рамки, в которых может корректировать сформированные франчайзи заказы поставщикам.
 
Второй вариант предполагает управление запасами своих франчайзи. Эта схема называется VMI и подразумевает, что продавец франшизы занимается пополнением не только своего основного склада, но и полностью контролирует запасы на складах у своих франчайзи. В таком случае новому партнеру не надо погружаться в сложные вопросы пополнения, поддержания запасов и прогнозирования спроса.
 
У второго подхода есть как преимущества, так и недостатки. Во-первых, переводя управление товарными запасами на себя, франчайзер рискует упустить важные моменты, которые могут знать только люди на местах. Например, это данные о том, что закрывается или переезжает конкурент, или просьбы покупателей о расширении продуктовой линейки на определенные позиции. Во-вторых, если франчайзинговая сеть будет масштабироваться, трудозатраты, ответственность и сильная вовлеченность франчайзера начинают противоречить самой модели франчайзинга.
 
Есть хороший пример внедрения подобного сервиса в крупной розничной компании, объединяющей магазины разных форматов в Северо-Западном регионе. Ритейл-сеть подключилась к облачному сервису по управлению запасами около двух лет назад и благодаря этому быстро оптимизировала управление закупками в собственных магазинах. Затем компания стала активно развивать франшизу, подключая к новому сервису своих партнеров. Сегодня централизованное управление запасами по модели SaaS помогает торговой сети контролировать уровень запасов и обеспечивать стабильную работу около 500 точек, как собственных, так и управляемых франчайзи.
 
Маркетинг и аналитика
 
Грамотно выстроенный маркетинг непростая задача для франчайзи, начинающего новый бизнес. Готовая автоматизированная маркетинг-система может помочь ему в планировании рекламных и промо-акций, обеспечить доступ к качественным материалам. Это гарантирует не только правильное использование фирменного стиля, но и применение лучших практик и механик акций франчайзера на местах.
 
В план автоматизации часто также включают аналитику ключевых показателей.  Для этой задачи существует множество программных продуктов, в том числе BI-решения. Такие платформы могут выступать в качестве личного средства визуализации и ведения отчетов, и служат подсистемой аналитики и принятия решений.
 
Как выстраиваются ИТ-процессы
 
Развитие рынка облачных сервисов позволяют франчайзи получить доступ к ИТ-решениям франчайзера с минимальными вложениями. При выборе облачной модели (доступ к системам через удаленный интернет-сервер по защищенному соединению) необходимость вкладываться в дорогостоящее серверное оборудование отпадает. Автоматизированные облачные системы могут объединять данные о программах лояльности и другие маркетинговые инструменты, оптимизировать систему заказа и доставки товара, хранить данные о финансовых потоках и статистику всех подразделений сети. Комплекс минимально необходимых ИТ-решений, развернутых из облака, позволяет франчайзи открыть и подключить новый магазин всего за пару дней.
 
Таким образом, подготовка к тиражированию розничного и сервисного бизнеса по франшизе — это уже больше, чем просто создание работающей финансовой модели. Преимущество получают компании, способные грамотно автоматизировать ключевые процессы и передать в управление новым партнерам максимально готовый и прозрачный бизнес.


Материалы по теме

Точка зрения

Франчайзинговые войны: почему партнеры становятся врагами?

Двусторонние коммуникации, безусловно, очень важная составляющая франчайзингового партнерства. Если разногласия и взаимные претензии перевесят способность находить конструктивные договоренности и компромиссы в работе, то даже несмотря на всю рациональность и выстроенность франчайзинговой бизнес-модели и известность бренда, сотрудничество будет обречено на провал.
26.08
KnowHow

10 ошибок франчайзера: опыт сети «Мосигра»

За 10 лет «Мосигра» выросла из маленького интернет-магазина в крупнейшую специализированную сеть в Европе. Сегодня у нас 74 магазина, 46 из которых работают по франшизе. Мы наступили на все возможные грабли, сделали кучу ошибок и на своем опыте поняли: то, что мы считаем ошибками сейчас, в будущем будет оцениваться нами как ценный опыт, который помогает двигаться дальше.
23.10
Точка зрения

Зачем отелям класса люкс система «умный дом»

Владимир Поддубко, директор департамента гостиничного бизнеса «Корпорации А.Н.Д.», о том, возможно ли существование люкс-отелей без автоматизации и какие системы помогают гостям, персоналу и бизнес-процессам в гостиничном бизнесе.
 
14.11

журнал CRE 22-1 (421)

Декабрь (2) - Январь (1)
Журнал вышел в печатном формате.  С PDF версией журнала можно ознакомиться ЗДЕСЬ Номер выпущен при поддержке: Группа компаний Спектрум MD Facility Management   MMG   City&Malls PFM   ТЕХНОПАРК PERERVA   Comcity RD Management   Группа компаний «Пионер»   Raven Russia   УК Zeppelin   Галс-Девелопмент   ricci Авито   Nikoliers В НОМЕРЕ ПОДВОДИМ ИТОГИ 2022 г.: ЛИЦА ГОДА  В судьбе их компаний как в капле воды отразилдось все, что происходило с рынком в это...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (16-22 января)

Продажа завода Mars, долгожданный переезд бывшей PwC, складские планы CORE.XP и «Гранель», итоги года по портфелям O1 Properties и SOK, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail – в нашей традиционной подборке новостей за неделю.
22.01
Источник: CRE
Экспертный анализ

Взяли в оборот

Торговые центры всё жёстче настаивают на включении интернет-заказов ритейлеров и других операторов в арендную схему «процента с оборота». На фоне бума e-commerce и спада трафика в моллах, собственники и управляющие компании называют решение справедливым и оправданным, арендаторы же – поспешным и популистским, указывая на необходимость «разделять потоки».
 
Текст: Влад Лория. CRE Retail, январь 2023г.
25.01
Источник: O1 Properties, Ducat Place II
Экспертный анализ

Отделочные работы

Уход иностранных арендаторов, высокая вакансия, увеличение себестоимости при росте спроса на лоты «под ключ» продолжают переформатировать офисный сегмент. Часть объектов «теряет класс» уже сейчас, но остающиеся резиденты будут только повышать требования к рабочим местам.

Текст: Иван Майоров. Журнал CRE, январь 2023г.
23.01
Источник: Пресс-служба Multispace
Сделка

Multispace Dinamo принял крупного арендатора

Арендатором сервисного офиса Multispace Dinamo стала крупная российская производственная компания.

23.01
Источник: CRE, Новикова Л.А.
Сделка

В конце 2022 года продали БЦ Nevis

Покупателем офисного центра площадью 15 тыс. кв. м могла стать структура Лукойла или один из топ-менеджеров нефтяной компании.
24.01
Источник: CRE
Сделка

Ozon арендовал 110 тыс. кв. м складов на Горьковском шоссе

Изначально площади в первом проекте регионального девелопера «Адва» в Москве должен был занять Aliexpress.

23.01
Источник: Щелковский
Открытие

«Снежная Королева» открылась в «Щелковском»

Площадь магазина составила более 1,5 тыс. кв. м.
20.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre