Елена Полухина: «Сотрудники планомерно начнут возвращаться в офисы, и перед компаниями опять встанет вопрос офисных площадей»

Пандемию и самоизоляцию офисный рынок встретил с достаточным запасом прочности, и в целом динамика вакантности площадей оказалась лучше первоначальных прогнозов. В период неопределенности арендаторы пересматривали условия аренды, стремились оптимизировать площади, а в некоторых случаях досрочно прекращали договоры. При этом качественные помещения быстро находили новых арендаторов. О том, как менялись потребности арендаторов в карантинный и посткарантинный периоды, рассказывает руководитель отдела коммерческой недвижимости STONE HEDGE Елена Полухина.

2504
Изображение взято из источника: сайт Stone Hedge

По данным группы компаний STONE HEDGE, рост доли свободных площадей был зафиксирован в период первой волны, а потери составили не более 10%. Сегодня вакантность офисов в бизнес-центрах компании фиксируется на уровне не ниже показателей начала года.

Мы, в частности, не зафиксировали кардинальных изменений в составе арендаторов на объектах STONE HEDGE. Тем не менее в начале лета наблюдали стремление резидентов найти разумный баланс между объемом арендуемых площадей и реальной потребностью бизнеса. В первую очередь альтернативные стратегии внедряли те компании, которые не привязаны к рабочим местам и не требуют постоянного контакта с клиентами. По нашей статистике, на первом месте – торговые компании, исходя из того, что они могли безболезненно перевести часть сотрудников «на удаленку». Также IT-бизнес, где большинство сотрудников также могут быть эффективными вне офиса, и рекламные агентства. Отметим, что и до пандемии в IT-сфере удаленная работа считалась распространенной практикой.

Однако компании, которые зависят от клиентского трафика, не могли позволить себе отказаться от полноценных офисов. Фокус таких арендаторов был направлен на частичную оптимизацию площадей и анализ подхода к управлению пространством. Новые возможности компании искали в том числе в общественных зонах бизнес-центров. Для арендатора – это дополнительная функциональная площадь. Например, в нашем дизайнерском бизнес-центре класса В+ NEO GEO предусмотрены 8 атриумов с оборудованными местами для работы и отдыха, которые для многих резидентов стали местом для встреч с клиентами и проведения переговоров.

Оптимизация офисных площадей в период пандемии – это вынужденная мера. Уже сегодня активность на офисном рынке постепенно восстанавливается. Лишь часть компаний видит выгоду в удаленной работе, а часть – уже признает ее неэффективность. Однако стоит отметить, что подход к восприятию офиса изменился. Сегодня офисы рассматриваются в первую очередь как места для командной работы и встреч с клиентами. А это именно те бизнес-процессы, которые априори не могут проходить «на удаленке». Исследования McKinsey показывают, что работа из дома в ближайшей перспективе не превысит 27% рабочего времени. Сотрудники планомерно начнут возвращаться в офисы, и перед компаниями опять встанет вопрос офисных площадей. Спрос будет сконцентрирован в тех проектах, где представлены максимально мобильные и гибкие площади, а также передовое инженерное оснащение.

В ряде случаев крупные компании сейчас по-прежнему рассматривают варианты оптимизации офисных площадей. Фокус переместился и сконцентрировался в нарезке до 100 м2. Однако спрос на рынке быстро меняется, и те игроки, которые успеют адаптироваться к новой реальности, уже в ближайшей перспективе будут возвращаться в привычные для их штата офисы. Текущая конъюнктура, характеризующаяся дефицитом качественного предложения в сегменте премиальных офисов и ограниченным приростом новых бизнес-центров, делает рынок офисной недвижимости устойчивым и перспективным.



иГРОКИ РЫНКА

Девелопмент

STONE HEDGE

Материалы по теме

Источник: GPGroup
Точка зрения

Чем гибкий офис - не коворкинг?

Игорь Грецов, управляющий партнер, генеральный директор строительной компании GPGroup
 
16.11
Исследования рынка

Как пандемия влияет на гибкие офисы?

Усиленное восстановление спроса на европейские свободные пространства предсказуемо замедлилось после вспышки коронавирусной инфекции.
14.10

журнал CRE 9-10 (408-409)

Май 2022
Журнал выпущен при поддержке: Группа компаний Спектрум http://spectrum-group.ru/   Raven Russia www.rrpa.ru Nikoliers https://www.nikoliers.ru/   Radius Group www.radiusrussia.com   Knight Frank www.kf.expert   Metrika Investments https://metrikainvestments.com/ CORE.XP https://rentnow.ru   ricci https://ricci.ru/ В НОМЕРЕ:  Фоторепортаж CRE MOSCOW АWARDS-2022: «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗАВТРА»   Актуально РАБОТНИК НЕ ВОЛК За два месяца кадровый «рынок кандидата» трансфо...

Популярное

Источник: RBI
Назначения

Экс-генеральный директор Knight Frank SPb перешел в RBI

В новой для себя компании Николай Пашков займет должность директора по развитию.
24.05
Источник: ka2-light.com
Игроки рынка

Российский Deloitte стал самостоятельным

Компания, входящая в «большую четверку» международных аудиторов, продолжит работу в России под брендом «Деловые решения и технологии». По похожему сценарию развиваются события в компаниях PwC, EY и KPMG.
24.05
Источник: Нефтьмагистраль
Открытие

Нефтьмагистраль открыла крупнейшую АЗС в России

Компания Нефтьмагистраль открыла самый большой автозаправочный комплекс в стране площадью 1,5 га с возможностью заправки 40 автомобилей одновременно.
23.05
Источник: X5 Group
Назначения

Новое назначение в X5 Group

В X5 Group Станислав Богданов получил новую должность.
 
24.05
Источник: shopolog.ru
Экспертный анализ

Бедность не порог

Уже к концу года из-за санкций, курса рубля, инфляции, сложностей с логистикой, дефицита отдельных товаров большая часть ретейла может уйти в мягкие и жесткие дискаунтеры. Эксперты прогнозируют выход новых «антикризисных» форматов, непрофильных игроков и рост внимания к качеству клиентского опыта.

Текст: Иван Майоров
 
24.05
Источник: Bright Rich
Сделка

«Петрович» арендовал 6000 кв. м складов

DIY-ритейлер занял помещения в СК «Армада Парк Север» компании «Адамант» в Петербурге. Компания Bright Rich | CORFAC International выступила консультантом сделки.
23.05
Источник: ВТБ Недвижимость
Проект

ВТБ Недвижимость договорилась с иранскими бизнесменами

Партнерство включает строительство завода по производству масложировой продукции (маргарин, майонез, глицерин, мыло и т.д.) на территории ОЭЗ «Максимиха» в городском округе Домодедово.

24.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre