Елена Полухина: «Сотрудники планомерно начнут возвращаться в офисы, и перед компаниями опять встанет вопрос офисных площадей»

Пандемию и самоизоляцию офисный рынок встретил с достаточным запасом прочности, и в целом динамика вакантности площадей оказалась лучше первоначальных прогнозов. В период неопределенности арендаторы пересматривали условия аренды, стремились оптимизировать площади, а в некоторых случаях досрочно прекращали договоры. При этом качественные помещения быстро находили новых арендаторов. О том, как менялись потребности арендаторов в карантинный и посткарантинный периоды, рассказывает руководитель отдела коммерческой недвижимости STONE HEDGE Елена Полухина.

3327
Изображение взято из источника: сайт Stone Hedge

По данным группы компаний STONE HEDGE, рост доли свободных площадей был зафиксирован в период первой волны, а потери составили не более 10%. Сегодня вакантность офисов в бизнес-центрах компании фиксируется на уровне не ниже показателей начала года.

Мы, в частности, не зафиксировали кардинальных изменений в составе арендаторов на объектах STONE HEDGE. Тем не менее в начале лета наблюдали стремление резидентов найти разумный баланс между объемом арендуемых площадей и реальной потребностью бизнеса. В первую очередь альтернативные стратегии внедряли те компании, которые не привязаны к рабочим местам и не требуют постоянного контакта с клиентами. По нашей статистике, на первом месте – торговые компании, исходя из того, что они могли безболезненно перевести часть сотрудников «на удаленку». Также IT-бизнес, где большинство сотрудников также могут быть эффективными вне офиса, и рекламные агентства. Отметим, что и до пандемии в IT-сфере удаленная работа считалась распространенной практикой.

Однако компании, которые зависят от клиентского трафика, не могли позволить себе отказаться от полноценных офисов. Фокус таких арендаторов был направлен на частичную оптимизацию площадей и анализ подхода к управлению пространством. Новые возможности компании искали в том числе в общественных зонах бизнес-центров. Для арендатора – это дополнительная функциональная площадь. Например, в нашем дизайнерском бизнес-центре класса В+ NEO GEO предусмотрены 8 атриумов с оборудованными местами для работы и отдыха, которые для многих резидентов стали местом для встреч с клиентами и проведения переговоров.

Оптимизация офисных площадей в период пандемии – это вынужденная мера. Уже сегодня активность на офисном рынке постепенно восстанавливается. Лишь часть компаний видит выгоду в удаленной работе, а часть – уже признает ее неэффективность. Однако стоит отметить, что подход к восприятию офиса изменился. Сегодня офисы рассматриваются в первую очередь как места для командной работы и встреч с клиентами. А это именно те бизнес-процессы, которые априори не могут проходить «на удаленке». Исследования McKinsey показывают, что работа из дома в ближайшей перспективе не превысит 27% рабочего времени. Сотрудники планомерно начнут возвращаться в офисы, и перед компаниями опять встанет вопрос офисных площадей. Спрос будет сконцентрирован в тех проектах, где представлены максимально мобильные и гибкие площади, а также передовое инженерное оснащение.

В ряде случаев крупные компании сейчас по-прежнему рассматривают варианты оптимизации офисных площадей. Фокус переместился и сконцентрировался в нарезке до 100 м2. Однако спрос на рынке быстро меняется, и те игроки, которые успеют адаптироваться к новой реальности, уже в ближайшей перспективе будут возвращаться в привычные для их штата офисы. Текущая конъюнктура, характеризующаяся дефицитом качественного предложения в сегменте премиальных офисов и ограниченным приростом новых бизнес-центров, делает рынок офисной недвижимости устойчивым и перспективным.



Материалы по теме

Источник: GPGroup
Точка зрения

Чем гибкий офис - не коворкинг?

Игорь Грецов, управляющий партнер, генеральный директор строительной компании GPGroup
 
16.11
Исследования рынка

Как пандемия влияет на гибкие офисы?

Усиленное восстановление спроса на европейские свободные пространства предсказуемо замедлилось после вспышки коронавирусной инфекции.
14.10

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством жилья, апартаментов или МФЦ   Nota...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (8-14 апреля)

Расширение Industrial City Жуковский, новый складской проект Radius Group, региональная экспансия Lamoda Sport и Zenden, страсти по «Мегамаркету» на площади ИКЕА, переход ЦДМ под крыло «Киевской Площади», активная ротация арендаторов в мытищинском «Июне» и другие новости - в нашей традиционной подборке.
14.04
Источник: cre.ru
CRE Awards

Победители CRE Moscow Awards 2024

Поздравляем победителей XXI Премии CRE Moscow Awards 2024, торжественное награждение которых прошло сегодня в Барвиха Luxury Village!
18.04
Источник: CRE
Игроки рынка

Выручка Pridex в 2023 году достигла 54,5 млрд рублей

Портфель активных проектов компании превысил 220 тыс. кв. метров.
18.04
Источник: ЦДМ
Экспертный анализ

Рыночек порешал

На днях было объявлено о закрытии сразу двух сделок, названных отдельными экспертами «нерыночными» или «рыночными с оговорками» – ГК «Киевская площадь» купила у «Галс-Девелопмент» ЦДМ, а «Торговые галереи» – российский портфель активов входящей в группу семьи Мюлье Ceetrus. Обе сделки имеют все шансы стать не только самыми крупными в сегменте торговой недвижимости, но и по итогам 2024 года в целом.

Текст: Евгений Арсенин. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: O1 Properties
Назначения

Александр Ходоров перешел в O1 Properties

Александр назначен на должность финансового директора компании.
18.04
Источник: Пресс-служба Forma
Проект

Forma построит Frame

На Пресненском валу построят новый workplace.
 
16.04
Источник: ПИК
Сделка

Комьюнити-центр «OMA» от ПИК привлек "якоря"

Помещение площадью 1 700 кв. м займет сеть Spirit. Fitness. Сам комьюнити-центр площадью 17 000 кв. м должен открыться в начале 2025 года.
17.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre