Как рост стоимости строительных материалов отразится на проектах офисной недвижимости

Генеральный директор компании Q1 Group Екатерина Ньюман – о том, как изменится соотношение импортных и российских стройматериалов в проектах строительства офисов и на что стоит рассчитывать в краткосрочной перспективе тем, кто уже находится в процессе строительства нового рабочего пространства.

2296
Изображение взято из источника: Q1 Group

Крутое пике

За последние две недели рынок стройматериалов в России столкнулся с абсолютно новым вызовом – гораздо более резким, чем прежде, подорожанием стройматериалов, и максимальными ограничениями по поставкам и экспорту импортных товаров. Все это в будущем скажется на возможном удорожании проектов, связанных со строительством и ремонтом, и офисный сегмент – не исключение.

Достаточно перечислить ключевые подорожавшие позиции – это не только те, где присутствует иностранное сырье (здесь рост достигает нескольких раз), но и традиционно российские материалы. Древесина и металл подорожали в 2,5 раза, кирпич прибавил 63% в цене, выросла и стоимость арматуры. Среди материалов, используемых во внутренней отделке, заметно увеличилась стоимость электрики и осветительного оборудования (+40%).

Все это уже произошло за последние недели, и дальнейший рост цен также не исключен, однако с учетом сдерживающих факторов и на фоне сообщений о различных мерах поддержки отечественного производства и поставок мы можем ожидать общий рост цен на строительные материалы в пределах трех месяцев на уровне 20-35% - и это при отсутствии дальнейших экономических потрясений.

Выход из ситуации

Офисное строительство сегодня зависит от импорта на 80%, а материалы российских производителей занимают долю лишь в 20%. В связи с этим и строительные компании, и поставщики товаров будут активнее искать альтернативные позиции на местном рынке. Потенциал покрыть потребности игроков у рынка есть. В первую очередь заменить можно будет отделочные материалы: качественные аналоги зарубежных брендов есть в стране, и по мере расширения их мощностей и производства мы сможем увидеть некоторое снижение цен на позиции отделочных материалов.

На мировом рынке строительных материалов Россия известна в сегменте капитального строительства – это смеси, бетон, кровельные материалы. В 2020-2021 годах экспорт российских стройматериалов за рубеж показал максимальные результаты с 2018 года. Больше всего в экспорте прибавили позиции облицовочной плитки (+15%) и минеральных изоляционных материалов (+21%). Также вырос и экспорт строительных смесей. Это говорит о том, что в условиях усложненного экспорта часть потоков может быть перенаправлена внутрь страны, а значит в перспективе и при общей относительной стабилизации экономической ситуации мы сможем увидеть корректировку цен и на позиции российских стройматериалов, которые сегодня также выросли в цене.

Что можно делать

Российские компании, которые продолжают рассматривать для себя проекты по обновлению или строительству офисов, могут вскоре переформатировать и перестроить свои бюджеты и планы – однако делать это стоит, по нашей оценке, не раньше, чем через месяц, поскольку пока с каждым днем экономическая нестабильность нарастает. С точки зрения закупки еще доступных зарубежных комплектующих для проектов, находящихся в стадии строительства, стоит

позаботиться о закупке сантехнического оборудования, фурнитуры, «умных» технологий (управления светом и климатом), оргтехники и медиа устройств у поставщиков, еще имеющих запасы на складах и отпускающих товар по старым ценам. В этих сферах импортозамещение будет наиболее длительным, однако так или иначе перестроиться на продукцию производителей Азии или российских марок в перспективе получится без потери качества.

Отделочные материалы можно приобретать у российских производителей: это позволит сократить издержки на логистику и гарантировать своевременную поставку товара, а также зафиксировать стоимость в рублях. Сегмент российской офисной мебели пока еще не самый известный и многочисленный по ассортименту, но в условиях отсутствия зарубежных аналогов может получить развитие. Сейчас же есть возможность для индивидуального заказа товаров на нишевых небольших производствах, однако это отражается на конечной стоимости продукции.

Сократить избыточные инновации, разумно подойти к организации офисного микроклимата и вовремя приобрести все то, что пока нечем эффективно заменить – это те действия, которые стоит предпринять в моменте. Однако оценивать итоговый рост стоимости реализации офисных проектов можно будет только после прохода через неизбежный период турбулентности рынков, который пока не завершен.



иГРОКИ РЫНКА

Q1 Group

Ньюман Екатерина

Строительство

Q1 Group

Материалы по теме

Источник: ClassPic.ru
Точка зрения

Суды вместо дивидендов: как юридически обезопасить себя при покупке коммерческой недвижимости

О том, на что нужно обращать внимание при покупке коммерческой недвижимости в первую очередь, подводных камнях и мошеннических схемах рассказывает Ирина Гукова, руководитель юридической группы «Союз».

03.03
Источник: УК Zeppelin
Точка зрения

Что ждет FM-рынок в 2022 году: 6 трендов

Курс рубля и рост инфляции напрямую влияет на FM-рынок и рынок недвижимости в целом. По данным исследования аналитического агентства PWC, главными рисками своей деятельности участники рынка недвижимости считают повышение цен на строительные материалы, нехватку рабочих кадров и сокращение доходов населения. Однако, при этом участники рынка не теряют оптимизм — 47% респондентов ждут улучшений условий для бизнеса в 2022 году.

О тенденциях на рынке управления недвижимостью в новом году рассказал Генеральный директор и партнер УК Zeppelin Андрей Кротков.
28.02
Источник: fbss.ru
Экспертный анализ

Times Estate: Классификация офисов. Новые положения

Современные технологии развиваются стремительными темпами и устанавливают новые стандарты для всех сфер нашей с вами жизни. Повсеместная автоматизация и постпандемийные меры безопасности диктуют обновленные требования к организации общественных пространств, созданию новых продуктов и строительству в принципе.

Очевидно, что с 2013 года, когда разрабатывался предыдущий вариант классификации офисной недвижимости, многие параметры претерпели значительные изменения, а что-то и вовсе утратило свою актуальность. В связи с этим в октябре 2021 года была принята новая версия классификации, которая включает в себя ряд обновлений, отражающих современные тенденции и реалии офисного рынка.

Давайте разберем, в чём же заключаются отличия между двумя стандартами и как они соотносятся с реальной ситуацией на рынке офисной недвижимости.
24.02

журнал CRE 3 (423), 2023

Март
Вышел из печати мартовский CRE № 3 (423), 2023 Журнал выпущен при поддержке: Sminex-Интеко   MD Facility Management   RD Management   Raven Russia   Metrika Investments   Группа компаний Спектрум   S.A. Ricci   Читайте в номере:   Актуально ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ Бизнес ищет в дружественных странах дополнительные способы доставки товаров   Тема номера ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ДОХОДЯГА Будущее формата арендных домов не очевидно, но оно есть   Интервью Сергей Матюхин, генеральный д...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (20-26 марта)

Офисная конференция, складские сделки, проект нового «Сити» в Коммунарке, результаты X5 Group и ТРЦ «Небо», а также новый материал из журнала CRE Retail – в нашей традиционной подборке.
26.03
Источник: CRE
Открытие

Флагманский Love Republic открылся во Владивостоке

Магазин площадью 756 кв. м расположился в ТВК «Калина Молл». Для Love Republic это 160-й магазин собственной розничной сети.
27.03
Источник: Radius Group
Сделка

«Русский свет» озарит «Южные врата»

Поставщик электротехнического оборудования и светотехники арендовал в индустриальном парке под управлением Radius Group блок площадью 32 тыс. кв. м. Консультантом сделки выступила NF Group.
23.03
Источник: CRE
Экспертный анализ

Всё будет маркетплейс

Забастовка представителей пунктов выдачи Wildberries, недовольство партнёров другими агрегаторами в очередной раз обострили проблемы, о которых на рынке говорили с момента формирования в сегменте олигополии: всё будет маркетплейс, но это не всем понравится. Некоторые эксперты прогнозируют, впрочем, «запуск хотя бы частичных процессов переформатирования» электронной торговли в России, площадками заинтересовались в ФАС, а депутаты Госдумы разрабатывают законопроект по маркетплейсам, уже прозванный в кулуарах «законом Бакальчук».
 
Текст: Евгений Арсенин. Журнал CRE Retail.
24.03
Источник: CRE
Проект

«Крост» позовет бизнес в Коммунарку

Девелопер планирует построить МФК на 190 тыс. кв. м в административно-деловом центре «Коммунарка», который по замыслу столичных властей должен стать аналогом «Москва-Сити».
23.03
Источник: CRE
Сделка

«Пионер» нашел покупателя на бизнес-центр

Отдельный корпус площадью 22,3 тыс. кв. м в Ostankino Business Park приобрела компания «Астра», специализирующаяся на разработках программного обеспечения. Опрошенные изданием эксперты оценивают сделку в 2,7-3,5 млрд рублей, что на наш взгляд больше похоже на оценку себестоимости строительства. По нашей оценке, сумма должна быть не менее 5,5 млрд рублей.
29.03
Источник: УК "Столица Менеджмент"
Открытие

ТРЦ «Небо» в Солнцево заполнен на 95%

Всего за первый квартал 2023 года удалось сдать в аренду 3 500 кв. м площадей. По итогам, уже полностью заняты площади на фуд-корте ТРЦ. Кроме того, готовится к открытию футбольная школа Спартака, которая занимает место кинотеатра.
23.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre