Вакансия в складах вырастет, но это не смертельно

По данным экспертов компании Radius Group, в 1 квартале 2022 года склады сохранили статус наиболее стабильного и устойчивого к внешним факторам сегмента недвижимости. Несмотря на сложную геополитическую и экономическую ситуацию обсуждаются сделки на новое строительство, в срок завершаются ранее заявленные проекты, вакансия не поднимается выше 1%, ставки аренды сохраняются на высоком уровне (около 6000 - 6200 руб./кв. м/год). Но, уже во II квартале мы увидим высвобождение площадей, а вакансия может увеличится в несколько раз.
2939
Изображение взято из источника: Radius Group
За первые три месяца 2022 года на складском рынке Московского региона было введено порядка 200 000 кв. м качественных площадей. Например, Radius Group объявила о завершении строительства и вводе в эксплуатацию технологичного логистического хаба для компании DPD в Индустриальном парке «Южные Врата» общей площадью порядка 30 000 кв. м, доступ к своим площадям получили компании «Красное и Белое», Wildberries и другие. Помимо завершения строительства ранее заявленных проектов активно ведется обсуждение новых сделок по аренде общим объемом порядка 190 000 кв. м, а ставки доросли до показателя в 6 200 руб./кв. м/год.
 
Однако, уже в конце марта от консалтинговых компаний появилась информация о растущей вакансии: ряд крупнейших международных ритейлеров объявил о временной приостановке деятельности в связи с разрывом привычных логистических цепочек, волатильностью курса валют, ростом инфляции и снижением покупательной способности населения, некоторые компании приняли решение о своем окончательном уходе с российского рынка. И несмотря на то, что процесс закрытия деятельности может тянуться годами, а любой резкий уход сопряжен с большими финансовыми и репутационными потерями (компании связаны договорными отношениями с сотрудниками, поставщиками, арендными отношениями с торговыми, складскими объектами и т.д.), мы можем увидеть освобождение помещений в ближайшее время. Выход иностранных игроков с российского рынка станет одним из факторов роста вакантности площадей. Второй фактор – это субаренда. Отечественным компаниям и тем игрокам, кто остался работать в России, сейчас мешает активно развиваться экономический кризис, следствием которого являются инфляция и стоимость фондирования. Мы видим, что бизнес «оптимизируется», складские и логистические мощности, приобретенные впрок под будущий рост, в ряде случаев простаивают без дела. В скором времени они будут предложены потенциальным покупателям и арендаторам на открытом рынке.
 
«Впервые за многие годы мы увидим рост доли вакантных площадей на рынке складской недвижимости, но в этом нет ничего критичного. Текущая вакансия настолько мала, что даже ее кратный рост не приведет к серьезным изменениям, - поясняет Захар Вальков, Исполнительный директор Radius Group. - По самым негативным прогнозам, уход зарубежных брендов из России (если он случится) может привести к высвобождению около 30% складов, по оптимальным прогнозам – к высвобождению 10% это порядка 1,5-2 млн кв. м качественной складской недвижимости, которые рынок поглотит довольно быстро в связи с полным отсутствием спекулятивного строительства (невозможного с учетом стоимости банковского финансирования под 20%)».
 
Освобождающиеся площади также могут вымываться за счет выхода на российский рынок азиатских компаний, которые ранее не имели собственных складов в России, а также за счет российских производителей, ритейлеров и дистрибуторов, увеличивающих запасы товаров.
 
В целом склады останутся востребованной недвижимостью как для клиентов, так и для инвесторов. Такие объекты хороши не сверхприбылью а стабильностью, которая большинству сегментов недоступна. Обратная сторона низких рисков – малый рост добавочной стоимости. Инвесторы долгое время не замечали складской сектор как раз поэтому, но с пандемией пришел тренд на стабильность, поэтому склады наверстали упущенное. Можно сказать, что склады и земля – антикризисные активы, которые позволяют сохранить на плаву компанию с активами в более подверженных турбулентности секторах. Так что самым интересным форматом для инвесторов склады никогда не были и вряд ли будут, но диверсификацию никто не отменял, поэтому место в первой тройке закономерно и логично.


иГРОКИ РЫНКА

Radius Group / Радиус Групп

Вальков Захар

Девелопмент

Radius Group / Радиус Групп

Материалы по теме

Источник: ekfgroup.ru
Исследования рынка

Knight Frank Russia: Вакансия в складах Москвы может вырасти до 4-5%

На текущий момент она увеличилась с 0,4% до 1,2%. Ввод в I квартале 2022 года составил 197 тыс. кв. м, что в 2,5 раза превышает аналогичный показатель 2021 года.
08.04
Источник: Ведомости
Экспертный анализ

«Коллиерз Интернешнл»: Объем ввода складов в Петербурге может сократиться в два раза в 2022 году

В компании отмечают, что зарубежные игроки занимают не более 25% качественной складской недвижимости на петербургском рынке. Спрос за первый квартал составил порядка 50 тыс. кв. м, что сопоставимо с показателем аналогичного периода прошлого года. Порядка 30 тыс. кв. м на сегодня вакантны, при этом около 100 тыс. кв. м составляет скрытая вакансия – помещения, которые могут быть предложены в субаренду.
01.04

журнал CRE 20 (419)

Ноябрь 2
CRE №20 (419) вышел из печати. Номер выпущен при поддержке: Apollax Spacе   KR Properties   Группа компаний «Пионер» PDF-версия журнала доступна ЗДЕСЬ В НОМЕРЕ: Актуально РЕДКИЕ КАДРЫ Рынок труда - под влиянием разнонаправленных тенденций Тема номера ОFFICE VIVENDI Останется ли офис HR-брендом? Репортаж А МЫ КРЕПЧАЕМ Ведущие игроки обсудили перспективы рынка FM- и PM-услуг Тренды СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ СКЛАДОВ Эксперты ожидают бума складов и логистических п...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (21-27 ноября)

Крупнейшая сделка на рынке торговой недвижимости, первый двухэтажный магазин SELA в рамках проекта Melon Fashion Group по увеличению всех своих форматов, открытие новых торговых центров ADG Group, успехи AFI Development в заполнении офисных площадей, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail – в нашей традиционной подборке.
27.11
Источник: CRE
Экспертный анализ

Холодное сердце

Раннее украшение торговых центров, несмотря на коррекцию празднования Нового года на всех уровнях, остаётся одним из немногих способов привлечь дополнительный трафик в моллы. Однако, учитывая, что для визитов и покупок у клиентов в этом году нет не только настроения, но и денег, они будут выбирать объекты по принципу «чем больше бесплатного, тем лучше».

Текст: Иван Майоров. CRE Retail, ноябрь 2022г.
25.11
Источник: Malltech
Открытие

В пермской «Планете» открылся MOVE

Мультибрендовый магазин с товарами таких брендов, как Adidas, Reebok и Puma, занял 158 кв. м на втором этаже ТРЦ. Напомним, ранее MOVE также начал работу в ТРЦ «Планета» в Красноярске.
29.11
Источник: CRE
Проект

В «Ховрино» построят 100 тыс. кв. м складов

Транспортно-логистический комплекс для перевалки железнодорожных грузов занимает около 40 га на севере Москвы.
25.11
Источник: Bright Rich | CORFAC International
Сделка

Производитель туалетной бумаги арендовал городской склад

Компания «Терес-сервис» заняла площади в складском комплексе «Скади», расположенном в Московском районе Петербурга.
25.11
Источник: Sminex
Назначения

Sminex привлекает гостиничные кадры

Службу комфорта Sminex возглавил топ-менеджер The Ritz-Carlton, Moscow и Barvikha Hotel & Spa.
25.11
Источник: CRE
Экспертный анализ

На смену якорю

Уход брендов, сокращение и переформатирование контента в кинотеатрах, спад доходов и кардинальное изменение потребительского поведения продолжают влиять на торговые центры. Очевидно уже и то, что «батутные парки», «веревочные пространства» и «студии танца» точно не приведут трафик такого же уровня и качества, как некогда кинотеатры и знаковые бренды, и игрокам все-таки придется и искать новые «якоря», и – де-факто – работать с покупателями с чистого листа.

Текст: Иван Майоров. CRE Retail, ноябрь 2022г.

30.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre