Анна Ширяева: «Пока возможности для развития сетей в Европе не будут исчерпаны, большинству международных ритейлеров комфортнее будет там».

- Какое событие Вы бы назвали центральным на рынке торговой недвижимости России в этом году?

Центральным событием рынка торговой недвижимости России в 2011 году я бы назвала общее «пробуждение» участников рынка и переход от анабиоза, вызванного кризисом 2008 года, к активным действиям. В 2008 году всех сильно крутило и два последующих года, по сути, ничего серьезного не происходило – все приходили в себя, зализывали раны и боялись. В 2011 году рынок вышел из застоя. Я сейчас говорю о появлении новых проектов торговых центров, о стремлении ритейлеров к агрессивному развитию как с точки зрения экспансии, так и с точки зрения захвата других ниш и развития новых форматов.

 - Как Вы можете охарактеризовать ситуацию на рынке ритейла в России? Повлияла ли текущая неустойчивость на мировых финансовых рынках на работу вашей компании?

Ритейл активно развивается. Сейчас подходящее время для сильных игроков укрепить своих позиции на российском рынке – это касается как федеральных сетей, так и международных. Еще во время первой волны кризиса розничные сети скорректировали свои планы по развитию в сторону минимизации рисков и увеличения рыночной доли на рынках своего присутствия. Поиск площадей для магазинов ведется очень тщательно, решения принимаются взвешенно и осторожно. Это происходит даже несмотря на дефицит качественных помещений. В данной ситуации международные компании скорее предпочтут воздержаться от развития, чем занимать площади, не отвечающие их требованиям. Это важный фактор, который должен быть в голове у девелопера в самом начале реализации проекта.  

Дефицит площадей толкает ритейлеров на неординарные решения, например, появление нового мини-формата Castorama, нового формата Связного – Enter и т. д.

Текущая неустойчивость на работу компании «Магазин Магазинов» напрямую никак не повлияла и, надеюсь, не повлияет. Тем не менее у нас разработано несколько вариантов кризисного управления… на всякий случай.

- Чего Вы ожидаете от российского рынка торговой недвижимости в следующем году? Каковы будут его основные тренды?

Думаю, 2012 год покажет нам осторожное, но устойчивое развитие. Все больше и больше будут обсуждаться региональные рынки. Девелопмент торговой недвижимости плавно уходит вглубь России. А будут качественные центры, активней вглубь идут и сети. Что касается новых форматов, то в 2012 году откроются первые качественные аутлет центры, будет развиваться адаптированная к России модель ритейл парков. Ритейлеры продолжат придерживаться стратегии осторожной экспансии. Усилится волна редевелопмента существующих торговых центров.   
 
- Имеет ли местный рынок какие-либо преимущества по сравнению с европейским? Чувствуют ли международные ритейлеры себя здесь более уверенно?
 
Согласно международному исследование CBRE, Россия занимает третье место в списке приоритетных стран по планам развития международных ритейлеров в 2012 году. Это значит, что Россия стоит в топ-листе у большинства опрошенных крупных международных компаний в качестве рынка, куда они бы хотели выйти. Журналисты нас часто спрашивают, мол, Россия не первый год находится в приоритете у международных ритейлеров, а по факту новых марок выходит ежегодно не так много. И сразу хочется вспомнить анекдот:

« - Как я опять хочу в Париж.
 - Вы там уже были?
 - Нет, но я уже хотел…»

Здесь другая история. Нужно понимать, что существенная часть опрошенных ритейлеров уже работают в России, напрямую или через партнеров. И именно их стремление на дальнейшее развитие на этом рынке влияет на наш подъем в рейтинге TOP-Target. Они медленно разгонялись, но разогнавшись, не собираются останавливаться.

Другая ситуация с новыми марками. Для них Россия пока что-то очень заманчивое, но пугающее. И чтобы выйти новому бренду, я сейчас говорю о крупных компаниях, нужно много времени на изучения рынка и на поиск площадки для открытия первого магазина.

В целом у России сейчас выше потенциал для развития ритейла, чем у Европы^  это и территория, и количество крупных и средних городов, и медленный, но рост среднего класса, и культура потребления (российский покупатель так не ужимается в кризис, как западный европеец, например). Но нужно понимать, что пока возможности для развития сетей в Европе не будут исчерпаны, большинству международных ритейлеров, особенно тем, кто в России не представлен, комфортнее будет там.
  
- Какова сегодня ситуация вокруг строительства аутлет-центра Fashion House Moscow в Подмосковье? В чем будут заключаться его основные преимущества и главные отличия от других аутлет-центров, возводимых сегодня вокруг Москвы?

Открытие аутлет центра намечено на 2012 год. Это связано с изменением стратегии финансирования проекта. В настоящий момент строительство ведется полным ходом и в июле запланирован допуск арендаторов к отделке помещений. Основные преимущества и главные отличия от других аутлет центров, реализуемых в Москве, заключается в двух факторах. Первое - это то, что Fashion House Moscow является крытым центром. У посетителей будет полное ощущения того, что они гуляют по улицам разных европейских городов от одного магазинчика к другому, кафе, зелень, детские площадки, фонтаны… При этом, несмотря на любые погодные условия снаружи: будь то угнетающая жара, проливной дождь или пронизывающий до костей мороз, внутри аутлет центра всегда будь комфортно.

Второе важное отличие – это опытная управляющая компания, за плечами которой несколько реализованных аутлет центров в Европе. Все ее проекты являются победителями различных международных премий в аутлет-индустрии. Построить аутлет центр несложно, сложно им управлять, добиваясь экономической эффективности для себя и для арендаторов, так как формат имеет много специфики.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre