Итоги года - гостиничный сегмент

Своими мнениями о развитии гостиничной недвижимости в 2014 г. делятся Елена Лысенкова, генеральный директор Hospitality Income Consulting, Дмитрий Шицле, управляющий директор VIYM, Вальтер Нойман, генеральный директор Azimut Hotels и Даррен Бланчард, старший директор по развитию бизнеса компании Carlson Rezidor.














Елена Лысенкова,
генеральный директор Hospitality Income Consulting



- Какие основные тренды на рынке гостиничной недвижимости в Москве в 2014 г.
вы могли бы выделить?

- Ключевым трендом уходящего года стал безусловно пересмотр рынка со стороны каналов сбыта и экономики гостиничных предприятий. Рост предложения благодаря открытию новых отелей в 2014 году составит в целом в стране минимум +15%. Это увеличило насыщенность рынка и привело к росту конкуренции во многих городах. Например, беспрецедентно  в постолимпийской Красной поляне большая часть международных отелей осознано закрылась на летний сезон, так же как и прибрежные осознано закрываются на зимний.

Безусловно, изменение макроэкономических позиций привело к кризисной ситуации во многих отелях. Рублевые предложения на размещения в отелях и санаториях скорректировать на рост курса при низкой покупательской способности и росте конкуренции не представляется возможным, а расходы на все составляющие гостиничной себестоимости выросли на 15-30%.

Мировые гостиничные сети продолжают движение по стране, и в этом году открыли новые объекты именно в резорт сегменте, том самом, который многие годы они отвергали в связи с коротким сезонным фактором. В стране в этом году открылся первый модульный отель Holiday Inn Express Воронеж, побив рекорды сроков строительства гостиничных объектов. Со всеми плюсами и минусами формат прошел успешный тест на российском рынке, жесткую цензуру наших разрешительных органов и был реализован.

Кроме того, позитивным трендом этого года стало преломление интереса к отдыху внутри страны: рост евро-зоны для большинства туристов, падение туроператоров,  ограничения для части населения, новые крымские направления, субсидирование авиа перевозок в части направлений, улучшение качества железнодорожного транспорта - все это вместе стимулировало наших сограждан рассмотреть Россию как страну для проведения своего отдыха не только на выходные, но и на более долгий срок. Мы ожидаем, что статистика до конца года отразит более чем 25% рост внутреннего туризма в большинстве регионов.

- Каковы ваши прогнозы на 2015 г.?

- Я прогнозирую, что 2015 год станет годом пересмотра стратегий развития существующих отелей, и, безусловно, строящихся. Мы увидим рост профессионализма в качестве управления отелями: четкий контроль расходов, внедрение современных методов ценообразования, жесткая онлайн конкуренция отелей за гостей. Целью большинства объектов будет достичь показателей 2013 года в строке «чистый операционный доход», что будет сделать крайне сложно. Большинство управляющих будут искать возможности адаптировать расходы к меняющей структуре доходов отелей и их динамике, что часто сделать крайне сложно, особенно для загородных и курортных / сезонных объектов.

- Придут ли в Москву другие люксовые бренды, кроме Four Seasons?

 - Да придут. Сейчас ведется строительство Sofitel Москва Сити, открытие которого запланировано на 2016 год, строится Jumeirah в Санкт-Петербурге,  все еще задуман проект Mandarin Oriental  на Тверской, есть проекты которые находятся в стадии обсуждения от знаменитых брендов премиум уровня которые еще не открылись.

Дмитрий Шицле,
управляющий директор VIYM


- Оцените уровень инвестиционной активности в гостиничном бизнесе в России в 2014 г.

- Мы не наблюдали большого количества сделок по купле-продаже гостиничных объектов в 2014 году. На память приходят только две сделки: Azimut Hotels купил гостиницу «Белград» в Москве и «ВТБ Капитал» купил «Гостиничную компанию» опять же в Москве (11 отелей, 2-3 звезды). Эта сделка, насколько мне известно, была сложной по структуре обмена активами и пока неясно, останутся ли эти объекты гостиницами.

Вместе с тем, в 2014 году было введено в эксплуатацию достаточно большое количество новых или реконструированных отелей. Это, прежде всего, открытие Four Seasons в Москве, которая стала второй гостиницей бренда в России. Напомню, что первая была открыта в Санкт-Петербурге в 2013 году в рамках нашего проекта. В Москве открылись новые гостиницы Marriott и Accor. В регионах компания «Региональная гостиничная сеть», часть инвестиций в которую была привлечена при нашей поддержке, открыла в Воронеже первый в России отель под брендом Holliday Inn Express, который был впервые в России построен по модульным технологиям.

- Каковы ваши прогнозы на следующий год относительно инвестиционной активности в сфере гостиничной недвижимости в России?

- В следующем году, помимо ожидаемого ввода в эксплуатацию новых гостиниц, строительство которых сейчас заканчивается (например, РГС планирует открыть два новых отеля), я думаю, мы увидим активизацию и сделок купли-продажи в этом сегменте - непрофильные инвесторы, столкнувшиеся с нехваткой ликвидности, могут начать избавляться от гостиничных активов.

В целом, международные бренды пока не корректируют свои планы по присутствию в России, которые составляли открытие 150 отелей к 2017 году. Хотя мне кажется, что сроки по некоторым проектам могут быть отложены.




Вальтер Нойман,
генеральный директор Azimut Hotels



- Как изменилась структура спроса в связи с введением санкций?

- Данные по российским отелям сети за первые 10 месяцев 2014 года и аналогичный период 2013 года показывают, что соотношение российских и иностранных туристов изменилось: в 2013 году оно составляло 85 и 15%, соответственно; в 2014 году –70 и 30%, соответственно. Увеличение туристического потока из-за рубежа мы связываем с проведением крупных международных событий в Сочи.

Среди изменений в структуре спроса можно отметить увеличение доли туристов из Германии (на 72%), падение количества туристов из Украины (на 49%) и резкий рост потока туристов из Китая (на 65%) и Японии (на 94%). Рост последнего показателя в наших отелях связан с активной работой AZIMUT Hotels с новыми рынками, в том числе странами Азии.

- Каковы ваши ожидания относительно следующего года?


- Основными клиентами AZIMUT Hotels являются бизнес-туристы. Снижение деловой активности вследствие кризиса отражается и на величине спроса.  Но, не смотря на общее снижение спроса в индустрии, загрузка российских отелей AZIMUT Hotels за первые 10 месяцев 2014 года выросла на 6% и составила 65% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Такой рост мы связываем с вхождением в сеть AZIMUT Moscow Olympic Hotel (загрузка отеля за 10 месяцев – 70%), реновацией AZIMUT Отель Санкт-Петербург и 100%-ой заполняемостью гостиничного комплекса в Сочи в период проведения Олимпиады и Гран-при Формулы-1.

В 2015 году влияние экономического спада будет по-прежнему ощутимо. Однако мы рассчитываем выйти на новые рынки в Европе и Азии. В ноябре на международной туристической выставке CITM в Шанхае, где приняла участие AZIMUT Hotels, было заметно повышенное внимание китайского бизнеса к деловому туризму в России.




Даррен Бланчард,
старший директор по развитию бизнеса
компании Carlson Rezidor


- Почувствовали ли вы изменения в отношениях с собственниками с наступлением непростой экономической ситуации? Каковы ваши ожидания от следующего года?

- Операторы всегда должны быть заинтересованы в повышении прибыльности бизнеса для владельцев и мы в Carlson Rezidor гордимся тем, что делаем это лучше, чем кто-либо другой, особенно в сложных экономических условиях. Это является одной из причин, почему так много владельцев развивают с нами не один, а несколько проектов. Особенно это стало очевидно после таких сложных периодов в экономике, как российский финансовый кризис 1998 года и мировой финансовый кризис 2008/2009 годов -  многие проекты получили свое развитие совместно с владельцами, которые работали с нами в то время.

В сложные периоды мы работаем очень тесно с владельцами наших отелей и разрабатываем эффективные стратегии,  которые помогают упрочить отношения.

- Каковы ваши ожидания относительно грядущего года?

- 2015 год, наверняка, будет не простым, однако в российской гостиничной индустрии есть огромный потенциал и мы, как оператор, видим отличные возможности для развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre