Андрей Закревский: очень удобно все неудачи свалить на кризис

CRE News: Андрей, многие девелоперы сейчас говорят о том, что консультанты не нужны, потому что они не в состоянии отследить скорость изменения событий.

Андрей Закревский: Конечно. Многие девелоперы всегда говорили, что консультанты не нужны.

Они нужны в условиях стабильного рынка.

Я считаю, что логика  в точности обратная, потому  что, когда рынок стабильный, то прогнозировать, в общем-то ничего и не надо. Он же стабильный, развивается и растет. А вот как раз во время кризиса, во время падения, обостряется конкуренция и только выдающиеся и самые лучшие проекты достигают того эффекта, который девелопер хочет получить. И здесь без консультанта никак не обойтись.

То есть в условиях кризиса вы клиентов не потеряли, а, наоборот, приобрели?

Повысилось качество клиента. Это значит, что теперь клиенты наконец-то готовы слушать внимательно то, что советуют консультанты, выполнять те рекомендации, которые даются. Опыт работы в кризисе показывает, что как раз те, кто выполнял все рекомендации, те, кто работал с нами плотно, как положено партнерам,  те себя сейчас гораздо лучше чувствуют, чем те самые многие девелоперы, которые считали, что они самые умные и лучше консультанта знают, как работать.

А какие рекомендации вы давали раньше, и какие рекомендации вы даете сегодня, в этих очень острых условиях?

Я не буду оригинальным, если повторю то, что думают об этом многие профессиональные участники рынка. Нынешняя ситуация продлится, наверное, в течение всего девятого года. Мы не будем иметь ярко выраженного тренда, у нас будут какие-то взлеты, падения, то есть как-то непонятно все будет происходить. Более понятные тренды появятся на момент выхода из кризиса, к концу девятого года, в начале десятого.

Очень многие участники рынка говорили о том, что после Нового года ситуация должна измениться в лучшую сторону. Вы с этим согласны? 

Я согласен с тем, что кризисы в целом полезны для рынка да потому что они являются специальным процессом настройки, скажем,  иммунной системы рынка. Это тот самый период, когда происходит естественный отбор на рынке, когда погибают некачественные, плохие непродуманные, неэффективные проекты. А выживают, наоборот, сильные, здоровые, перспективные. То же самое касается компаний. Мы в результате получим тех, кто переживет  кризис. Это будет совершенно другой рынок и совершенно другие игроки . Они будут крепкие, испытанные, у них будет совершенно другой запас прочности и опыт работы в кризисных ситуациях . Поэтому то, что мы наблюдаем сейчас - это уже положительное явление.

Вы сейчас говорите о компаниях. Слабые умрут, сильные выживут - естественный отбор. На круглом столе CRE вы сказали о том, что региональный рынок умер. То есть он был слабым, поэтому умер?

Совершенно верно. Я имел в виду, что рынка как такого и не было.  Да, была  непонятная непрофессиональная группа людей и компаний, которые называли себя девелоперами, которые в основном реализовывали непонятные и непрофессионально сделанные проекты и росли только на волне общего роста. Никакого личного вклада и никакого личного участия в этом по сути не было. Они хорошо себя чувствовали на фоне того, что банки давали деньги, на фоне того, что все покупали все по любым ценам. И рынок, который в общем-то был анархичный и, в общем-то, совершенно неэффективный, он умер. А сейчас я думаю, что он должен возродиться в совершенно новом качестве.

В каком?

Вы бы лучше спросили когда.

В каком и когда – это интересно вдвойне.

Я надеюсь, что те игроки, которые останутся на рынке, будут уже совершенно по-другому работать. Это будут сильные профессиональные команды. Мы в некотором смысле даже спасли региональный рынок от того тупика, в который пришла Москва, потому что он не успел насытиться большим количеством неквалифицированных объектов. Все только начиналось и вот на этом начале кризис его скорректировал. Если бы не кризис, то, возможно, объем регионального рынка сравнялся бы с рынком Москвы в ближайшие   несколько лет. Теперь этого не произойдет. Мы видим, что ресурсы, финансовые прежде всего, жестко ограничены их едва-едва хватает на Москву и города – миллионники. И совершенно не хватает на то, что мы называем  «региональный рынок», поэтому я и  сказал, что он умер.  Он не может жить без полива.

Андрей, насчет оптимистичных прогнозов, которые дают консультанты. Зачем давать оптимистичные прогнозы, если, как показывает практика, на сегодняшний момент благодаря этому очень многие девелоперы не подготовились к кризису?

Это не совсем так. Прогнозы надо просто внимательно читать.

То есть если  читать внимательно, они не совсем оптимистичны?

Совершенно верно.  Речь-то идет о том, что прогнозы просто показывают общее состояние рынка. Индивидуальные особенности каждого проекта консультант вместе с девелопером  разрабатывает отдельно для каждого конкретного проекта.  Те проекты, которые были аккуратно сделаны, которые попадали в свою нишу, сейчас нормально реализуются и имеют перспективу в будущем. С ними ничего не произошло. И сейчас я, конечно, понимаю, что все эти неудачи, которые изначально были заложены в ряд проектов, сейчас очень здорово свалить на кризис. Но это было бы неправильно.

А кризис затронул вашу компанию?

Кризис затронул всех. Вопрос в том, что каким образом и видим ли мы пути выхода из этого кризиса. На этот вопрос я отвечаю положительно, потому что с нами остались наши лучшие  клиенты с нами остались наши самые крупные и самые удачные проекты, мы продолжаем с ними работать. Другое дело, что мы, естественно,  как и все должны подстраиваться под существующие реалии, и возможно не начинать какие-то новые крупные проекты, а  ждать, когда ситуация изменится.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre