Александр Царев: «Склады остаются самыми уязвимыми перед новыми пошлинами на металл»

С первого августа в России начали действовать новые экспортные пошлины на черные и цветные металлы. Пошлины состоят из стабильной ставки в 15% и специфической ставки, которая рассчитывается для каждого металла в отдельности. Александр Царёв, генеральный директор завода металлоконструкций МАМИ, рассказал CRE о том, что ждёт рынок коммерческой недвижимости из-за введения новых мер. 

К введению пошлин готовились прежде всего металлурги, но пострадавшей стороной также стали строительные компании, и определенное давление было оказано на весь рынок недвижимости. Кто пострадал больше всего, и в каких конкретных цифрах это выразилось? 
 
— Помимо самих металлургов, а также участников рынка недвижимости, стройки, это коснётся еще и торговых развивающие свои склады ритейлеров, таких как «Глобус», LEROY MERLIN, Wildberries, Ozon. Многие из них сейчас увеличивают свои логистические мощности возводя новые склады, Wildberries сейчас заканчивают свой огромный склад под Ногинском, ВТБ недвижимость готовится запустить огромный склад на Каширском шоссе, AliExpress сейчас заниматься расширением складских площадей в России, как и «Почта России». Помимо них свои склады строят и множество компаний поменьше. И для строительства этих площадей используется, в основном, металл, который подорожает. За примером далеко ходить не надо, при строительстве стен используются, так называемые, сэндвич-панели в состав которых входит листовой металл. Их стоимость выросла за минувший год в два раза с 1500 рублей за квадратный метр, до 3000-3500, а теперь вырастет еще больше. А дальше сработает эффект домино. Чтобы покрыть стоимость строительства, девелоперы и арендодатели повысят цену аренды, а арендаторы, в свою очередь, повысят стоимость товаров, проходящих через склады. За последние 8 месяцев стоимость аренды выросла на 30-50%, а из-за новых пошлин вырастет еще больше.
 
Вы упомянули о повышении стоимости товаров, о каких именно цифрах вы говорите? 
 
— Цены на металлоконструкции поднимутся косвенно из-за пошлины, которая повысит стоимость самого металла, а в долгосрочной перспективе подорожают и те товары, которые хранятся на складах, в среднем, на 1,5-2%. Хотя в последнее время цены на металлы были относительно стабильны, но сейчас все прекрасно понимают, что повышение пошлин, в каком-то небольшом временном промежутке 2-4 месяца, приведет к их росту на внутреннем рынке. Нет такого примера в истории, чтобы введение заградительных пошлин, особенно на сырьевые товары, основной пункт нашего экспорта, приводило к понижению цен на внутреннем рынке. Никто этим не доволен, особенно те, у кого есть инвестиционные проекты внутри нашей страны, например застройщики и девелоперы, те, кто этот металл будет использовать. Таким людям придется пересмотреть свои проекты в сторону повышения их стоимости.
 
Но ведь цены на металл росли и независимо от пошлин? 
 
— Да, но на то были объективные факторы. Рынок и стройки начали оживать после локдаунов, объем производства немного снизился, а спрос заметно вырос. В таких обстоятельствах цены начали постепенно повышаться, и к концу года достигли своего пика. Это привело к подорожанию, в первую очередь, в строительстве так как в нем всюду используется металл, от арматуры в железобетоне, до отдельных конструкций целиком из состоящих из металла. Этот рост цен коснулся не только частного строительства, но и государственного. И когда первый заместитель председателя правительства Российской Федерации, Андрей Белоусов говорил про 100 миллиардов рублей, то скорее всего он имел в виду, что госстройки обошлись дороже чем ожидалось и новые пошлины, возможно, призваны компенсировать убытки. Но в итоге от них пострадают все.
 
А есть примеры удачных пошлин? 
 
- Есть, у введения протекционистских пошлин может быть положительный эффект, так введение импортных пошлин на автомобили привело к переносу производств в нашу страну. Это создало рабочие места и цены на автомобили снизились, потому что компаниям стало выгодно производить свою продукцию в нашей стране. Сейчас же ситуация иная. Поставлять металл в листах и профилях на внешний рынок сложно не только из-за логистики и перевозки, но и из-за разных нормативов на металлопродукцию, действующую в мире. Проще говоря, арматура в России и в Германии – два разных продукта, так как на них действуют разные стандарты качества. Нам в России нужно производить, по сути, два продукта, один для внутреннего рынка, второй для внешнего
 
А как другие предприниматели-металлурги относят к этим пошлинам?
 
- Мои коллеги считают эти меры тупиковыми, другие видят в них «призрак госплана». Я склонен с ними согласится, нельзя контролировать экономику кусками. Если государство, вместо рынка, влияет на формирование цен, то ни к чему хорошему это не приведет, просто потому что в краткосрочной перспективе безболезненно и эффективно отрегулировать цены на рынке невозможно. Тем более что есть другие меры, не такие болезненные и способные оказать куда больший эффект.
 
Это какие? Какие меры на самом деле способны помочь и металлургической отрасли, и всем, кто от неё зависит: девелоперам, застройщикам, владельцам коммерческий недвижимости? 
 
— Те меры, которые должны быть приняты — это игра в долгую. Мы живем в глобальном мире и цены в нем регулируются глобально. Если нашим производителям выгодно продавать металл на рынки Европы и США, где он стоит заметно дороже, то нельзя их за это винить, а нужно стимулировать их расширять производство и увеличивать его мощности, вкладывать прибыль в развитие производственных новых технологий и процессов, инфраструктуры. Это позволит удовлетворить спрос и насытить внутренний рынок.
 
Почему тогда было принято решение о введении пошлин и к чему это приведёт? 
 
— Если мы говорим про экспортные пошлины, за ними стоит идея, что производителю становится невыгодно продавать за рубеж, он начинает продавать внутри страны, предложение растет – цена падает. Но так бывает не всегда. В производстве есть определенная доля себестоимости, которая зависит от внешнего рынка. Могут быть иностранные технологии, оборудование иностранного производства и для его обслуживания нужно привлекать зарубежных специалистов и зарубежные запчасти. Производитель смотрит если цена вместе с этой пошлиной конкурентоспособна на внешнем рынке, то он продолжает продавать ее, если нет, то товар остается на внутреннем рынке. На внутреннем рынке платежеспособность и цена может быть ниже, а себестоимость переработки может быть та же. У производителя сокращается прибыль, как следствие сокращаются инвестиционные проекты, производитель замедляется в своем развитии или совсем останавливается. Это превращается в замкнутый круг. Производитель меньше вкладывает денег внутри страны, тем самым меньше стимулируя экономику.

Поделиться

Игроки рынка


подпишись НА эксклюзивные новости cre