Начался сезон охоты

Российский рынок недвижимости восстанавливается быстрее, чем когда-либо после финансового кризиса 2008–2009 годов. Несмотря на то что капиталоемкая недвижимость отставала от большинства других секторов в 2010 году, гораздо больше инвесторов сегодня приобретают объекты недвижимости, вкладывают средства в их строительство и, что самое главное, нанимают новый персонал.
2118

В наборе новых сотрудников преуспели прежде всего российские компании, в том числе такие известные банки, как «Тройка Диалог», «Группа Ренессанс» и «ВТБ Капитал», а также частные и частично государственные девелоперы. Подтверждением этой тенденции служит коллектив фонда недвижимости Marbleton Property Fund, частично сформированный из сотрудников прекратившей свое существование фирмы JER Partners. Остальной персонал этой компании сегодня успешно трудится в различных российских структурах. Наибольшую активность на рынке труда в этом году проявляет отдел недвижимости фонда «Сколково» – госпредприятия, задуманного как российский ответ Силиконовой долине. Активность международных инвес­торов не впечатляет, хотя и постепенно повышается. Прямые зарубежные инвес­тиции в настоящее время составляют лишь небольшой процент от уровня 2007 года.

Активные закупки
Двумя знаменательными событиями стали первая покупка фондом Heitman офисной недвижимости в России у Capital Partners и покупка компанией Jensen Group комплекса «Невский пассаж» в Санкт-Петербурге у банка ВТБ. Тем не менее рекрутинговая активность остается ограниченной. Одни компании завозят недостающий персонал из-за рубежа (например, MSREF), тогда как другие (Heitman и Immofinanz) набирают основной персонал на месте.
Что касается менеджеров младшего и среднего звена, то клиенты предпочитают находить персонал, размещая рекламу о вакансиях на сайтах таких известных рекрутинговых агентств, как headhunter.ru, или используя личные связи и рекомендации своих сотрудников. В течение последних двух лет с учетом избыточного персонала, имевшегося в секторе недвижимости в конце 2008 и в 2009 году, число кандидатов значительно превышало количество вакансий. Иногда на одно место претендовало сразу 7–8 кандидатов. Но поскольку более или менее зрелый рынок труда в секторе недвижимости существует лишь последние 7–8 лет, а индустрия недвижимости быстро развивается, наметилась явная нехватка квалифицированных топ-менеджеров. Это вынуждает работодателей, которым нужны сотрудники на ключевые позиции, переманивать ведущих профессионалов из других компаний, предлагая им более привлекательные условия и возможности карьерного роста. Подобные методы прямой «охоты за головами» особенно часто используются в тех случаях, когда необходимо найти надежных сотрудников на ключевые посты в компании. Это неудивительно, поскольку основные фигуры на рынке труда хорошо известны потенциальным работодателям. Сайдам Салахеддин, перешедший этим летом из банка Credit Suisse в компанию «Ренессанс Капитал», и Джеймс Корриган, поменявший «ВТБ Капитал» на «Тройку Диалог», являют собой наиболее яркие примеры подобного прямого рекрутинга.

Ищем таланты
Еще один метод, дающий клиентам ряд преимуществ, заключается в использовании специализированной рекрутинговой компании. В недвижимости, а также в таких разнородных отраслях, как финансы и банки, фармацевтика и юридические услуги, эти компании стали важным связующим звеном в цепочке трудоустройства. Иногда клиенты обращаются за помощью к известным рекрутинговым компаниям, специализирующимся в той или иной отрасли (таким как Cobalt, например), чтобы те поговорили от их имени с конкретными специалистами, которые им, как правило, хорошо известны, но с которыми им по каким-то причинам неудобно связываться напрямую. Однако чаще всего клиенты пользуются услугами рекрутинговых компаний с целью найти и привлечь лучшие таланты в той или иной области независимо от того, проявляют эти люди активность на рынке труда или нет. Одно из главных преимуществ в том, что рекрутинговая компания играет роль своеобразного буфера между работодателем и рынком, позволяющим перема­нивать лучшие кадры у конкурентов и в то же время избегать обвинений в кад­ровом «рейдерстве».
В секторе недвижимости спрос на рекрутинговые услуги особенно высок там, где необычайно трудно найти высококвалифицированный персонал, такой как руководители высшего звена девелоперских структур и фондов недвижимости. В начале 2011 года компания Cobalt осуществляла поиск кандидатов, имеющих опыт реализации качест­венных проектов, для ведущего девелопера торговых центров в Москве – найти их было необычайно трудно. Те специалисты, которые выводили на рынок такие успешные проекты, как «Европейский» и «Метрополис», сами стали акционерами и работодателями. Что касается управления фондами, то фонд недвижимости Barwa Gazprombank Russia шесть месяцев искал подходящую кандидатуру на позицию управляющего директора. Подобные примеры свидетельствуют о том, что работодателям в секторе российской недвижимости все труднее находить и удерживать талантливых сотрудников.

Летуны
С другой стороны, в Москве гораздо легче привлекать кандидатов, не ведущих себя активно на рынке труда, чем в западноевро­пейских столицах или даже в Варшаве и Праге. Некоторые профессионалы в области недвижимости не настроены на долговременную работу в одной компании и готовы принять любое предложение чуть более высокой заработной платы или более престижной должности. Неясно, является ли подобный менталитет пережитком эпохи 90-х, когда все стремились к быстрому обогащению и работодатели не делали ставку на удержание персонала и стимулирование лучших сотрудников, или отражением того факта, что многие просто ждут своего часа в малоподвижных, недофинансируемых компаниях. Тем не менее из всех европейских и ближневосточных рынков, на которых присутствует компания Cobalt, легче всего переманивать кандидатов именно в России.
Ключ к успеху в рекрутинговом секторе – развитые навыки исследования рынка, понимание потребностей рынка и отрасли, а значит, и роли лучших профессионалов и того, где их следует искать. Немаловажное значение имеет осмотрительность и конфиденциальность в сочетании с творческим использованием профессиональных сетей и сноровкой персонала, что дает возможность рекомендовать специалистов, не проявляющих активности на рынке труда, и предоставлять преимущественный доступ тем, о ком конкурирующие компании никогда не узнают. Проблема в том, что большинство компаний по подбору персонала в Москве больше напоминают «магазины резюме», заваливая клиентов множеством резюме более или менее подходящих соискателей, вместо того чтобы самим заниматься отсеиванием и отбором кандидатов. Что еще хуже, неумелый рекрутер способен испортить репутацию клиента на рынке, а также снизить карьерные перспективы тех кандидатов, которых они представляют. Если не проявлять осторожности и осмотрительности, особенно в такой узкой отрасли, как рынок недвижимости, где все профессионалы, как правило, хорошо знакомы друг с другом, можно легко выставить своего клиента в самом невыгодном свете как беззастенчивого «охотника за головами», использующего любую возможность для переманивания сотрудников других компаний.
Как и в любой индустрии с невысокой ценой вхождения на рынок, небольшими накладными расходами и высоким потенциалом быстрой отдачи, качество компаний по подбору персонала может быть очень разным. Любому работодателю, прежде чем начинать отношения с рекрутинговой компанией, следует тщательно изучить ее репутацию на рынке, чтобы не навлечь неприятностей на свою голову. С другой стороны, компании, использующие успешные и проверенные стратегии найма персонала, обычно налаживают долгосрочные партнерские отношения с избранными рекрутинговыми агентствами, основанные на доверии, лояльности и общем понимании. Результатом такого сотрудничества становится возможность поиска и нахождения более качественных кадров, которые будут играть все более важную роль по мере дальнейшего восстановления рынка.  

Гергели Стюарт, старший консультант компании Cobalt Recruitment
 


Коментарии (0)


иГРОКИ РЫНКА

Сбербанк

Корриган Джеймс

Поделиться

19310

журнал CRE 3 (437)

Март, 2024
Стратегическим партнером журнала в 2024 году является компания PIONEER Вышел из печати мартовский выпуск журнала (№3, 2024). Соредактором CRE в этот раз стал Алексей Мирошников, генеральный директор компании PIONEER. ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ: Летучка Алексей Мирошников: «ЗАДАВАТЬ ТОН ПРОДОЛЖАТ СИСТЕМНЫЕ СТОЛИЧНЫЕ ДЕВЕЛОПЕРЫ»   Склады и логистика МЕДВЕЖИЙ УГОЛ Объем сделок на рынке складской недвижимости сравнялся с московским   Инвестиции ЗАКРЫТЫЙ ПОКАЗ ЗПИФы установили историчес...

подпишись НА эксклюзивные новости cre