На развитие ТЦ малого формата

Елена Шевчук, вице-президент, партнер GVA Sawyer.
4294

К ТЦ малого формата относятся Микрорайонные и Районные торговые центры.

В соответствии с принятой классификаций Urban Land Institute (ULI):

1. Convenience center (микрорайонный торговый центр)
2. Neighborhood center (районный торговый центр)

Т.е. это торговые центры формата «у дома», расположенные в спальных районах города, в пешей доступности к густонаселенным жилым массивам, имеющие своих постоянных лояльных покупателей, рассчитанные, прежде всего, на совершение каждодневных покупок.

При реализации объектов такого формата нужно учитывать, что  именно местоположение является наиболее важным фактором для  успешности будущего ТЦ.

Площадь таких торговых центров в Москве составляет в среднем 5000 – 15000 кв.м.  В основе концепции такого торгового центра – сильный продуктовый «якорь». Также в таком объекте, в зависимости от его площади и конкурентного окружения могут присутствовать такие «якорные» арендаторы, как детские универмаги, магазины бытовой техники и электроники, реже - универмаги спортивных товаров. В составе торговой галереи могут располагаться магазины парфюмерии, косметики, одежды, обуви (чаще всего несетевые операторы), магазины сопутствующих товаров – аптеки, оптики, белье, аксессуары, предприятия услуг (ремонт обуви, одежды, химчистки) и т.п.

Нужно отметить, что торговые центры малого формата, местоположение которых отвечает рыночным критериям для таких объектов, с грамотно подобранным востребованным в данном конкретном районе составом арендаторов всегда пользовались и пользуются успехом среди покупателей. Даже в условиях растущей конкуренции, когда недалеко строится крупный торгово-развлекательный молл, за товарами повседневного спроса покупатели все-таки предпочитают ходить в магазины «у дома», которые буквально расположены на пути их следования домой с работы, и в этом главное преимущество таких ТЦ.

Также стоит отметить, что в последние время наблюдается некоторый отток посетителей из крупных ТЦ и их возврат в малые торговые объекты. По данным Watcom Shopping Index, который рассчитывается на основе данных о реальной посещаемости торговых центров, на июль 2014 г. по сравнению с июлем 2013 г. в Москве зафиксировано падение в посещаемости крупных торговых центров, а именно: суперрегиональных - на 30%; региональных с GLA более 40 тыс. кв. м - на 9% и незначительный (+7%) рост посещаемости более мелких объектов.

Это объясняется тем, что потребители начали понемногу уставать от посещения больших региональных и суперрегиональных объектов – к ним дольше добираться, в них тратится значительное время, а за счет большого выбора товаров повышается вероятность совершения импульсных покупок,  которые, соответственно, ведут к незапланированным бюджетом тратам. Поэтому, если у потенциального покупателя основная цель – приобретение конкретных товаров, а не проведение выходного в ТРЦ с семьей, то он, разумеется, предпочтет отправиться в небольшой районный центр. Востребованность формата районных центров объясняется тем, что сейчас в столице не хватает магазинов шаговой доступности. Столичные власти уже начали уделять внимание этому вопросу. В 2013 году правительство Москвы подготовило программу по ликвидации дефицита торговых площадей в городе путем размещения небольших торговых галерей, площадью до 4000 квадратных метров.

Конечно, успешность любого объекта обеспечивается не только изначально выбранной и реализованной грамотной концепцией. В процессе работы каждого ТЦ собственники или УК должны обязательно анализировать изменения структуры спроса в зоне охвата ТЦ, изменяющуюся конкурентную среду, необходимо постоянно проводить маркетинговые мероприятия по продвижению объекта на рынке, сохранению лояльных и привлечению новых потенциальных посетителей. Для районных ТЦ, основные посетители  которых  проживают не более  чем в 10-15-минутной пешей доступности, такая работа наиболее актуальна, т. к. зона охвата малых ТЦ относительно невелика, по сравнению, например, с крупными ТРЦ, зона охвата которых измеряется в основном транспортной доступностью. Т.е. потеря даже небольшой доли лояльных посетителей объекта, может стать для него серьезной проблемой и существенно снизить посещаемость. Это значит, что именно для районных объектов нужно наиболее внимательно отслеживать все изменения в окружении объекта  – покупательскую способность, изменение численности и структуры района, изменение потребностей целевой аудитории торгового центра. И при необходимости проводить соответствующие мероприятия по поддержанию конкурентоспособности ТЦ. К таким мероприятиям могут относиться как маркетинговые акции  для поддержания интереса к ТЦ, так и более серьезные действия – замена арендаторов, корректировка ценового формата ТЦ, изменение его концепции.


журнал CRE 18 (396)

Октябрь 2
Вышел из печати второй октябрьский CRE №18 (396). Журнал выпущен при поддержке: Алютех https://alutech-group.com/   Raven Russia www.rrpa.ru   Группа компаний «Пионер» pioneer.ru   Knight Frank www.kf.expert   Apleona Group https://ru-hsg.apleona.com/   ФМ Сервис https://fmservice.ru/   Lynks Property Management www.lynkspm.com В НОМЕРЕ: Репортаж CRE FEDERAL AWARDS 2021: БЕЗ ПРОИГРАВШИХ! Регионы выходят из тени столицы! Именно эти слова рефреном звучали на прот...

Популярное

Проект

Radius Group расширяет «Южные Врата»

Radius Group приступил к строительству нового склада в индустриальном парке «Южные Врата». Площадь объекта составит более 30 000 кв. м.
19.10
Назначения

Ольга Антонова теперь в Cushman & Wakefield

Ольга возглавила департамент торговой недвижимости консалтинговой компании.

18.10
Назначения

В SOK новый директор по маркетингу

Новым директором по маркетингу SOK стала Екатерина Белова. 
18.10
Сделка

Кинотеатры ADG Group станут спортивнее

Фитнес-клубы DDX появятся в 5 районных центрах «Место встречи»: «Место встречи София», «Место встречи Ангара», «Место встречи Будапешт», «Место встречи Байконур» и «Место встречи Экран».
19.10
Проект

Sminex построит БЦ на Савеловской

Общая площадь девятиэтажного здания составит 12 тыс. кв. м.

18.10
Проект

ПИК построит два бизнес-центра в Москве

ПИК построит общественно-деловой центр площадью 12, 1 тыс. кв. м во 2-м проезде Перова Поля. Второй БЦ будет расположен на Озерной улице в Очаково-Матвеевском – площадь объекта составит 37,9 тыс. кв. м. 
19.10
Открытие

«Невский Центр» полюбил готовить

В ТК «Невский Центр» открылся магазин сети товаров для кухни Cook House на минус первом этаже. 
18.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre