Стратегии глобализации в розничной торговле продуктами питания

Начало глобальной экспансии в розничной торговле продуктами питания в 1970-х годах определялось несколькими ключевыми факторами. Основным движущим фактором было объединение продуктовых сетей в Западной Европе и США, в результате которого на рынке появилось несколько крупных компаний, чьи амбиции выходили за пределы родных стран.

1595
Автор: Роб Кларк, категориальный менеджмент, отдел услуг для розничных сетей, ACNielsen Центральная и Восточная Европа , Марина Стефанидес, директор по коммуникациям, ACNielsen Регион Развивающихся Рынков

Девяностые годы известны как наиболее активный период в истории глобализации розничной торговли. Ритейлеры Западной Европы отправились в те части света, где этот рынок еще оставался фрагментарным.
За последние десять лет многие крупные ритейлеры, как, например, Carrefour, сумели успешно развить свой бизнес на всех континентах. Кто-то, как, например, Wal-Mart, Ahold, Tesco и Delhaize, копирует форматы своих магазинов, как и ноу-хау и системы работы, из страны в страну.
По мнению экспертов компании ACNielsen, продажи за рубежом будут занимать все большую долю в общем объеме продаж гигантов мировой розницы. Если учесть, что почти 90% населения проживает на территории, где розничная инфраструктура только начинает оформляться, у «глобально мыслящих» есть огромный потенциал для развития.
Эксперты отрасли ожидают дальнейшей консолидации и усиления конкурентной борьбы в США и Западной Европе. Слияния и приобретения становятся наиболее привлекательным способом выживания компаний, наряду с глобализацией. Некоторые аналитики предсказывают, что по прошествии ближайших десяти лет игру на мировом рынке продуктовой розницы будут делать 5-10 компаний.
По словам экспертов, традиционный супермаркет небольшого формата прекратит свое существование в ближайшие годы, уступив дорогу сетевым гипермаркетам. В США – это уже происходит по мере укрупнения и модернизации супермаркетов, желающих расширять свой ассортимент товаров и услуг.
Большинство американских продуктовых сетей сосредоточили основное внимание на отечественном рынке (плюс два-три магазина в Канаде) и только начинают присматриваться к рынкам Латинской Америки, Европы и Азии. Wal-Mart – пока единственная исконно американская сеть крупного формата, торгующая продуктами питания, у которой есть значительные международные операции (Wal-Mart работает на территории Европы в Германии и Великобритании, в Азии – в Японии и Китае, и в четырех латиноамериканских странах, включая Мексику).

Европа продолжает традиции первооткрывателей
В отличие от американцев, большинство ведущих европейских ритейлеров организовали бизнес в ряде стран за пределами собственного рынка. Одни из наиболее крупных предпочли ограничиться пока только Западной и Восточной Европой, другие установили значительное присутствие на рынке США. Но именно европейским компаниям принадлежит пальма первенства в освоении рынков Латинской Америки и Азии. Особенно стоит отметить французские сети Carrefour и Casino Guichard-Perrachon, голландские Royal Ahold и SHV Holdings/Makro, бельгийскую Delhaize Group, британскую Tesco и германскую Metro.
На сегодняшний день список 65-ти крупнейших розничных сетей, развивших глобальное присутствие, на 66% состоит из европейских компаний (см. диаграмму 1)
Вероятно, у европейской розничной торговли большие планы глобальной экспансии. Об этом говорит слияние Carrefour и Promodes, в результате которого группа Metro потеряла статус крупнейшей розничной сети в Европе.
К консолидации европейскую продуктовую розницу в значительной степени подтолкнуло опасение, что быстрый рост числа гипер- и супермаркетов создаст невыгодный передел долей для операторов небольшого и среднего размера. В отдельных случаях оно привело к ценовому регулированию и ограничениям на строительство новых магазинов крупного формата.
Подобные опасения и желание стать лидерами на новых рынках подтолкнуло французские сети, Carrefour, Promodes, Casino Guichard-Perrachon, Leclerc и Auchan к дальнейшему расширению – либо при помощи слияний и приобретений, либо путем развития на зарубежных рынках, особенно – в Восточной Европе, Азии и Латинской Америке. Приход в Европу американского гиганта Wal-Mart в конце девяностых годов также произвел изменения на рынке продуктовой розницы.
Степень концентрации сетей розничной торговли сильно варьируется в отдельных европейских странах. В Западной Европе наблюдается четкое различие между севером и югом. В Греции, Италии и Испании доля супер- и гипермаркетов не превышает на данный момент 50-60% рынка розничной торговли. В Северной Европе – в Нидерландах, Великобритании и Бельгии – их доля приближается к 90%. (см. диаграмму 2)

Укрупнение продолжится, особенно в Центральной Восточной Европе
За прошедшее десятилетие западные сети начали доминировать в торговле продуктами питания и напитками и на рынках Центральной Восточной Европы – в Польше, Чехии, Венгрии.
По данным ACNielsen, с 2000 года число гипермаркетов в Центральной Восточной Европе увеличилось на 65%. А в Венгрии и Чехии в 2002 году доля супер- и гипермаркетов возросла до 50%. В Польше в 2002 г. Tesco купила сеть Hit, а голландская Ahold - сеть Jumbo. В Польше широко распространен формат дискаунтеров.
Развитая консолидация на розничном рынке этих стран пока, тем не менее, отсутствует. Маленькие магазины по-прежнему играют важную роль. Эксперты ACNielsen считают, что первым здесь уйдет формат магазинов среднего размера (200-400 м2 торговой площади), так они в большей степени конкурируют с форматом супермаркетов (торговая площадь 400-2500 м2).
Несмотря на то, что крупные сети прочно закрепились в Центральной Восточной Европе, розничная торговля в Польше, Венгрии и Чехии идет сейчас по пути развития, близкому к южноевропейскому. Там удалось сохранить значительное присутствие на рынке довольно большому количеству маленьких продуктовых магазинчиков.
В Венгрии, Чехии и Словакии на 1 миллион жителей приходится около 2300 магазинов – так же как в Италии и Португалии. В Польше на 1 миллион жителей приходится уже 5000 розничных точек (см. диаграмму 3). Это можно объяснить тем, что почти половина населения Польши проживает в сельской местности. Для сравнения, на развитых рынках Великобритании, Франции или США на миллион жителей приходится менее 500 магазинов.
По прогнозам ACNielsen в ближайшее время: В регионе Центральной Восточной Европы ожидаются дальнейшее укрупнение и консолидация розничной торговли, и новые приобретения – ритейлеры не преминут воспользоваться растущим благосостоянием потребителей.
Международные игроки продолжат инвестировать, особенно в гипермаркеты и непродовольственные магазины, ведь эти секторы рынка показали наиболее быстрые темпы роста за последние два года.

Эволюция торговых форматов в России
За последнее десятилетие западные сети гипермаркетов активно распространялись в Польше, Венгрии и Чехии. Их привлекал новый свободный рынок, отсутствие конкуренции в современных формах розничной торговли и перспектива получить около 60 миллионов потенциальных покупателей.
Многие международные сети готовились к выходу на российский рынок, но кризис в августе 1998 года помешал их планам. Теперь, когда сети решились «разморозить» процесс, на рынке уже работают сильные локальные игроки. В отличие от восточноевропейских рынков, Россия встречает интернациональные компании конкуренцией.
Основные компании-операторы московского рынка супер- и гипермаркетов:

  • Крупнейший международный ритейлер на российском (московском) рынке – турецкая компания Ramenka. Ее сеть «Рамстор» из 16 магазинов включает несколько гипермаркетов. К 2005 году Ramenka планирует удвоить число своих магазинов. Это единственная сеть, которая пришла в Москву до кризиса и осталась на рынке. 
  • В 2002 году Metro C&C открыла в Москве три магазина и планирует увеличивать их число. 
  • Два гипермаркета работают у французской компании Auchan. 
  • Сеть Spar открыла 5 магазинов в Москве и 3 в Нижнем Новгороде. Пока это единственный зарубежный розничный оператор на нижегородском рынке. 
  • Компания Ava/Marktkauf открыл первый магазин в России (Москва) в феврале 2003 года.
  • Крупнейшие российские розничные сети, такие как «Перекресток», «Пятерочка», «Седьмой Континент», «Копейка» заняли множество выгодных участков в Москве и Санкт-Петербурге под свои магазины и планируют существенное расширение. В 2002 году «Перекресток» и «Седьмой Континент» вышли в формат гипермаркета. Петербургская «Пятерочка» уже насчитывает в Москве 58 дискаунтеров. О планах создания всероссийской сети гипермаркетов объявила новая компания «Мосмарт».

Крупные российские ритейлеры заявляют о планах ежемесячно открывать новые магазины. Международные компании пока сосредоточили внимание на рынке Москвы и наблюдают за действиями друг друга, возможно, недооценивая силу местных игроков.

Санкт-Петербург
Санкт-Петербург постепенно становится вторым стратегическим рынком.. «Северная столица» испытывает сейчас большой приток инвестиций и одновременно – рост цен на недвижимость. Из ключевых игроков можно назвать «Пятерочку», «Копейку» и «Ленту Cash&Carry». В 2002 году открылись первый гипермаркет «О’Кей», супермаркеты «Патэрсон» и «Перекресток». В ближайшее время Metro C&C собирается построить в Петербурге два магазина, планируется открытие гипермаркетов «Рамстор» и «Росмарт».

Положение в регионах
Международные компании не спешат в менее крупные города. А российские розничные сети собираются расширяться, пользуясь отсутствием зарубежных конкурентов. На юге России компания «Тандер» создала сеть «Магнит» из более 250 магазинов. В Нижнем Новгороде работает свыше 40 магазинов «Альянс». Сеть «Оша» открыла уже более 80 магазинов в Омске. Сильные сети сформировались в Уральском регионе.
Однако российский розничный рынок остается фрагментированным, с большим количеством маленьких магазинов и открытых рынков. Но данные ACNielsen аудита розничной торговли подтверждают, что современные форматы становятся более популярными, забирая долю у открытых рынков (см. диаграмму 4).
Сравнивая темпы и типологию консолидации розничной торговли в Центральной Восточной Европе, остается открытым вопрос, чьему примеру последует Россия. Венгрия и Чехия, где доля супер- и гипермаркетов возросла практически до 50% в 2002 году, и где прочно закрепились крупные сети, пошли по пути развития Юго-Западной Европы. Там сохранился довольно высокий процент маленьких продуктовых и специализированных магазинов. В Греции, Италии и Испании доля супер- и гипермаркетов вряд ли превысит 50-60% объема розничного рынка. В Северо-Западной Европе – Нидерландах, Великобритании или Бельгии – доля крупных форматов, напротив, приближается к 90%.
Пока еще рано делать вывод, какая из двух моделей покупательского поведения возобладает в крупных городах России. Очевично, в последующие годы доля маленьких магазинов будет постепенно уменьшаться.



журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438). Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 апреля)

В Барвихе объявили победителей CRE Moscow Awards 2024, Pridex отчитался по выручке, Александр Ходоров перешел из Comcity в O1 Properties, в Казахстане крупная складская сделка, фитнес-центры становятся главными ньюсмэйкерами в торговой недвижимости, а эксперты рынка обсудили крупнейшие сделки последний дней - продажу ЦДМ и портфеля Ceetrus - для журнала CRE Retail.
21.04
Источник: Пресс-служба IBC Global
Проект

В Приморье появится еще один склад

В Приморском крае появится склад класса В на 6,2 тыс кв. м.
 
22.04
Источник: IBC Global
Проект

В Чите реконструируют склад на 60 тыс. кв. м

Сейчас это единственный в городе складской комплекс, отвечающий современным требованиям.
23.04
Источник: Tekta Group
Проект

Tekta Group построит БЦ на Ходынке

Общая площадь офисного комплекса из трех башен составит порядка 130 тыс. кв. м. Инвестиции превысят 35 млрд рублей.
23.04
Источник: Пресс-служба «РИОТЭКС»
Сделка

«РТС» Рублевский» принял крупного арендатора

Промышленная группа «Дом Металла» заняла cамый большой флагманский блок в ТДК «РТС» Рублевский».
 
22.04
Источник: cre.ru
Игроки рынка

ФСК довольна результатами I квартала

ГК ФСК увеличила выручку в первом квартале на 45%.
 
 
22.04
Источник: Nikoliers
Игроки рынка

Nikoliers закрыли сделок по офисам на 78 тыс. кв. м

Компания поделилась итогами первого квартала 2024 года в сегменте офисной недвижимости. Крупнейшие сделки - офис для «Тинькофф» в Петербурге на 30 тыс. кв. м (аренда) и продажа конечному пользователю бизнес-центра на 36 тыс. кв. м.
23.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre