10 фактов об управлении региональными ТРЦ

Управление ТРЦ имеет свою специфику не только в зависимости от формата, но также и ив зависимости от региона, где этот ТРЦ расположен. Рынок регионального управления живет по правилам, несколько отличающимся от Москвы и Санкт-Петербурга. Чем именно - рассказывает Олег Рыжов.
6690

1.В западной практике для управления торгово-развлекательными центрами привлекаются внешние УК, обладающие соответствующим навыком и опытом. В России в настоящий момент менее 10 % региональных ТРЦ передано во внешнее управление.

2.Под управлением ТРЦ следует понимать комплексное управление объектом, включающее в себя как минимум property management (управление доходностью объекта) и  facility management (управление эксплуатацией и содержанием объекта).

3. Property Management включает в себя управление арендными отношениями, управление маркетинговой, финансовой и юридической деятельностью. Наличие профессиональной УК на объекте служит гарантом: для арендаторов – в том, что основные их пожелания и требования будут учтены, центр будет правильным образом обслуживаться, трафик посетителей будет поддерживаться на высоком уровне; для собственника объекта – в том, что в ТРЦ вакантные площади будут сведены к минимуму, при необходимости ротация арендаторов будет проводиться в кратчайшие сроки, объект будет правильно позиционироваться и продвигаться на рынке.

4. Facility Management – инжиниринг, техническое обслуживание, уборка площадей, охрана и др. Профессиональные УК  обладают необходимым опытом оптимизации эксплуатационных затрат. Как показывает практика, в случае привлечения профессиональной УК на некоторых объектах эксплуатационные затраты снижались в итоге на 20-30%. Наибольшей эффективности в оптимизации затрат можно достичь, если использовать опыт УК заранее - еще на этапе проектирования объекта.

5. Комплексное управление ТРЦ может осуществляться по трем основным договорным схемам:

- по договору доверительного управления (в рамках которого объект передается на баланс доверительного управления и в доверительное управление УК, обычно на срок не менее 5-7 лет);

- по агентскому договору (в рамках которого объект остается на балансе у собственника объекта, а УК управляет объектом от имени и по поручению собственника, срок договора обычно составляет от 3 до 5 лет);

- по договору аренды (в рамках которого УК выступает как арендатор всего объекта целиком,  выплачивает собственнику объекта фиксированную арендую плату и сдает площади объекта в субаренду уже от своего имени; сроки таких договоров на практике могут быть совершенно различны – от 2-3 до 7-10 лет).

6. Интересно, что в регионах в вопросах взаимодействия собственника объекта и Управляющей компании, принцип «одного окна» не всегда работает. Для собственников столичных проектов достаточно утвердить прозрачную систему развития ТРЦ и сформировать основные показатели KPI, а затем отслеживать результаты и сроки их достижения. Большинство же собственников региональных проектов предпочитают самостоятельно погружаться  текущие вопросы управления ТРЦ. По крайней мере на первом этапе работы с УК. И Управляющим компаниям надо научиться относиться к этому с пониманием.

7. Вознаграждение УК определяется в зависимости от  задач, поставленных перед Управляющей компанией и ее полномочий. Например, если управляющая компания привлекается исключительно на facility management, то, как правило, ее вознаграждение составляет фиксированную ставку за квадратный метр обслуживаемых площадей. В случаях, когда Управляющая компания осуществляют комплексное управление объектом, оптимальным представляется расчет ее вознаграждения как процента от чистого операционного дохода ТРЦ (NOI). В этом случае, вознаграждение УК максимально привязывается к конечным результатам ее деятельности.  

8. Особое внимание следует уделять поддержанию основного пула арендаторов. Среди них должны быть продуктовый супермаркет, DIY, магазины бытовой техники, ресторанный дворик, фуд-корт, детский развлекательный центр. Сохранение действующего пула арендаторов является основным условием успеха деятельности ТРЦ. Важно не забывать, что сегодня посетители приходят в ТРЦ не столько за покупками, сколько для того, чтобы приятно провести время. Особенно это характерно для регионов, где мало развит рынок развлечений. Следовательно, даже объекты малого и среднего формата должны постараться обеспечить посетителей всем необходимым – от товаров до услуг и впечатлений.    

9. Для региональных объектов, в отличии от столицы и Санкт-Петербурга, свойственно определение арендной платы либо в рублях, либо в качестве процента от торгового оборота. Важно помнить, что в зависимости от профиля  коммерческой деятельности арендатора зависит его готовность платить тот или иной процент от торгового оборота. Так, если продуктовые супермаркеты могут платить в качестве аренды от 3 до 5 % от торгового оборота, то fashion-операторы в разных случаях от 8 до 15%.

10. Одним из необходимых инструментов для построения правильной арендной политики и проведения анализа эффективности мер по маркетинговому продвижению объекта, являются различные системы подсчета посетителей. Данные, предоставляемые такой системой, позволяют контролировать объем трафика, своевременно определять возникновение «мертвых» зон в ТРЦ , определять динамику заинтересованности целевой аудитории в том или ином бренде и т.д. К сожалению,  многие собственники региональных объектов предпочитают экономить на подобных системах.

Материал подготовил Олег Рыжов, генеральный директор Ross Group.



журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438). Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (22-28 апреля)

Новые склады в Чите и Приморье, еще один офисный проект «Галс-девелопмент» и БЦ на Ходынке, light industrial в Молжаниново, новый президент «Эталона», очередное переименование «Леденцово Парка», новые открытия «ВкусВилл», «Стокманн» и Hoff - в нашей традиционной подборке за неделю.
01.05
Источник: CRE
Сделка

«Галс-девелопмент» построит БЦ на Войковской

Компания приобрела офисный центр «Старопетровский Атриум» площадью 15,2 тыс. кв. м для строительства на его месте комплекса площадью около 100 тыс. кв. м. Консультант сделки - Ricci.
26.04
Источник: CRE
Открытие

«Пятёрочка» получила склад на 73 000 кв. м в Самаре

Новый распределительный центр стал одним из крупнейших в портфеле сети.
27.04
Источник: CRE, Карло Влад
Игроки рынка

«Лента» увеличила выручку на 62,1%

Ритейлер отчитался за первый квартал 2024 года. Выручка превысила 200 млрд против 125 млрд рублей в первом квартале 2023 года.
26.04
Источник: Bright Rich
Сделка

БЦ «Заневский каскад 3» экипирован для рыбалки

Офис площадью почти 1 400 кв. м заняла компания Finntrail, специализирующаяся на производстве экипировки для бездорожья, рыбалки, езды на снегоходе и активного отдыха на природе. Сделку сопровождала Bright Rich | CORFAC International. 
26.04
Источник: УК Profit Management
Открытие

ИВЦ «Мёбельбург» пополнился 20 новыми арендаторами

Заполняемость интерьерно-выставочного центра на сегодняшний день составляет 95%. Управление ИВЦ занимается УК Profit Management.
 
27.04
Источник: «МТЛ-Апарт»
Проект

«МТЛ-Апарт» и «Союз Девелопмент» откроют сервисный отель

Фонд сервисного бутик-отеля составят 80 апартаментов. 600 кв. м на первом этаже будет отведено под коммерческие помещения.
27.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre