Елена Полухина: «Сотрудники планомерно начнут возвращаться в офисы, и перед компаниями опять встанет вопрос офисных площадей»

Пандемию и самоизоляцию офисный рынок встретил с достаточным запасом прочности, и в целом динамика вакантности площадей оказалась лучше первоначальных прогнозов. В период неопределенности арендаторы пересматривали условия аренды, стремились оптимизировать площади, а в некоторых случаях досрочно прекращали договоры. При этом качественные помещения быстро находили новых арендаторов. О том, как менялись потребности арендаторов в карантинный и посткарантинный периоды, рассказывает руководитель отдела коммерческой недвижимости STONE HEDGE Елена Полухина.

3347
Изображение взято из источника: сайт Stone Hedge

По данным группы компаний STONE HEDGE, рост доли свободных площадей был зафиксирован в период первой волны, а потери составили не более 10%. Сегодня вакантность офисов в бизнес-центрах компании фиксируется на уровне не ниже показателей начала года.

Мы, в частности, не зафиксировали кардинальных изменений в составе арендаторов на объектах STONE HEDGE. Тем не менее в начале лета наблюдали стремление резидентов найти разумный баланс между объемом арендуемых площадей и реальной потребностью бизнеса. В первую очередь альтернативные стратегии внедряли те компании, которые не привязаны к рабочим местам и не требуют постоянного контакта с клиентами. По нашей статистике, на первом месте – торговые компании, исходя из того, что они могли безболезненно перевести часть сотрудников «на удаленку». Также IT-бизнес, где большинство сотрудников также могут быть эффективными вне офиса, и рекламные агентства. Отметим, что и до пандемии в IT-сфере удаленная работа считалась распространенной практикой.

Однако компании, которые зависят от клиентского трафика, не могли позволить себе отказаться от полноценных офисов. Фокус таких арендаторов был направлен на частичную оптимизацию площадей и анализ подхода к управлению пространством. Новые возможности компании искали в том числе в общественных зонах бизнес-центров. Для арендатора – это дополнительная функциональная площадь. Например, в нашем дизайнерском бизнес-центре класса В+ NEO GEO предусмотрены 8 атриумов с оборудованными местами для работы и отдыха, которые для многих резидентов стали местом для встреч с клиентами и проведения переговоров.

Оптимизация офисных площадей в период пандемии – это вынужденная мера. Уже сегодня активность на офисном рынке постепенно восстанавливается. Лишь часть компаний видит выгоду в удаленной работе, а часть – уже признает ее неэффективность. Однако стоит отметить, что подход к восприятию офиса изменился. Сегодня офисы рассматриваются в первую очередь как места для командной работы и встреч с клиентами. А это именно те бизнес-процессы, которые априори не могут проходить «на удаленке». Исследования McKinsey показывают, что работа из дома в ближайшей перспективе не превысит 27% рабочего времени. Сотрудники планомерно начнут возвращаться в офисы, и перед компаниями опять встанет вопрос офисных площадей. Спрос будет сконцентрирован в тех проектах, где представлены максимально мобильные и гибкие площади, а также передовое инженерное оснащение.

В ряде случаев крупные компании сейчас по-прежнему рассматривают варианты оптимизации офисных площадей. Фокус переместился и сконцентрировался в нарезке до 100 м2. Однако спрос на рынке быстро меняется, и те игроки, которые успеют адаптироваться к новой реальности, уже в ближайшей перспективе будут возвращаться в привычные для их штата офисы. Текущая конъюнктура, характеризующаяся дефицитом качественного предложения в сегменте премиальных офисов и ограниченным приростом новых бизнес-центров, делает рынок офисной недвижимости устойчивым и перспективным.



Материалы по теме

Источник: GPGroup
Точка зрения

Чем гибкий офис - не коворкинг?

Игорь Грецов, управляющий партнер, генеральный директор строительной компании GPGroup
 
16.11
Исследования рынка

Как пандемия влияет на гибкие офисы?

Усиленное восстановление спроса на европейские свободные пространства предсказуемо замедлилось после вспышки коронавирусной инфекции.
14.10

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством жилья, апартаментов или МФЦ  ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (13-19 мая)

Амбициозные планы Ozon, обновление иркутского ТРК, торги по продаже БЦ, сделка с Capital Group, курортные сборы в Питере, а также аренда крупных площадей сервисным оператором - в нашей традиционной подборке.
20.05
Источник: CRE
Экспертный анализ

Чистое вредительство

Неработающие или без «расходников» туалеты, очереди на фуд-кортах, навигация уровня самого страшного квеста, хватающие за руки представители банков и микрокредитных организаций, массажные кресла, для включения которых нужно устанавливать отдельные приложения – дьявол, как никогда, в мелочах, убеждены ведущие эксперты рынка торговой недвижимости и ритейла, собравшие для CRE топ вредных советов для моллов. Мы знаем, что нужно сделать здесь и сейчас, чтобы посетители бежали от вас, не оглядываясь.

Текст: Максим Барабаш. Журнал CRE Retail
17.05
Источник: CRE
Аукцион

Бизнес-центр ПАО «Россети» выставлен на торги

Площадь бизнес-центра - 8,88 тыс. кв. м. Начальная цена - 768 млн рублей.
14.05
Источник: ГК «Риотэкс»
Сделка

ГК «Риотэкс» купила БЦ у Capital Group

«РТС «Партизанская» площадью 14 000 кв. м станет юбилейным 15-м объектом сети РТС.
14.05
Источник: АТ Инвест
Открытие

В «Логопарке Софьино» построили еще один корпус

Компания АТ Инвест получила ЗОС на Корпус 8 площадью более 40 тыс. кв. м. Склад класса А расположен в 35 км от МКАД по Новорязанскому шоссе. Общая площадь логопарка - 500 тыс. кв. м. 
14.05
Источник: CRE
Экспертный анализ

Сборная России

С 1 апреля в Петербурге начали взимать курортный сбор; предполагается, что решение уже летом распространится на большинство других популярных туристических регионов. Мера может повлиять на профессиональные объекты индустрии гостеприимства, прогнозируют игроки: чтобы сохранить загрузку, отели начнут уходить в «серые» схемы, а сами туристы – отдавать предпочтение неклассифицированным проектам, апартаментам или квартирам посуточно.

Текст: Иван Майоров. Журнал CRE
15.05
Источник: Nikoliers
Игроки рынка

Nikoliers подвела итоги за 30 лет

Компания отмечает 30 лет на российском рынке. За это время общий объем сделок с участием компании превысил 10 млн кв. м и 15 млрд долларов в денежном эквиваленте. Команда Nikoliers к настоящему моменту насчитывает более 600 человек.
15.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre