Технология кросс-докинга

Эффективность логистических операций, скорость обработки товара во многом зависят от того, как взаимодействуют между собой все звенья логистической цепи, насколько оптимизированы бизнес-процессы на складе. В стремлении снизить логистические издержки и увеличить объем свободного капитала для вложений в собственное развитие ведущие мировые производители и торговые компании в своей работе уже давно применяют технологию кросс-докинга – мобильный, технологически выверенный, а потому очень прогрессивный метод обработки товара.

2310
Автор: Татьяна Ломакина
«Кросс-докинг – процесс обработки товаров, который позволяет максимально эффективно, с минимумом финансовых и временных затрат переформировывать входящие поставки в исходящие и отправлять их потребителю», – рассказывает Борис Тимофеев, директор по операциям компании Tablogix. Кросс-докинг фактически исключает хранение товара на складе и подразумевает только обработку продукции. С точки зрения операций этот процесс не отличается от разгрузки/погрузки, однако технология кросс-докинга подразумевает, что грузовая единица (обычно это паллета), приходя в распределительный центр, не расформировывается на более мелкие короба, а отправляется заказчику в существующем виде. В данном случае речь идет именно о четкой организации подборки грузовых единиц по направлениям. Чтобы нагляднее представлять себе, как работает эта схема, приведем пример. Сегодня любой гипермаркет имеет сотни поставщиков. Если каждый поставщик попытается доставить товар непосредственно в гипермаркет, он скорее всего потерпит фиаско – желающие сделать то же самое не позволят ему быстро расстаться с грузом. Нельзя забывать и о том, что этот гипермаркет – не единственный клиент поставщика, ему нужно обслужить и другие точки сети. Оптимизация процесса возможна, если каждый поставщик доставит свой товар (уже упакованный и маркированный для каждого конкретного магазина) в распределительный центр, откуда вместе с товаром других поставщиков (таким же упорядоченным, не нуждающимся в перекомплектации) продукция отправится к своему адресату – конкретному магазину ритейлера или оптовика. В результате в гипермаркет вместо сотни автомобилей приезжают несколько – но с полным ассортиментом товара, необходимым магазину в данный момент. «Поставщик привозит заказ, указанный в запросе торговой компании, в центр кросс-докинга. Здесь товар формируется по партиям для каждого магазина, далее происходит отгрузка. Так работают Metro AG, «Ашан», «Копеечка», – говорит Сергей Петухов, ведущий специалист по складским операциям компании Relogix. «При кросс-докинге торговая компания не размещает заказ на закупку товара у поставщика для пополнения страхового запаса. А значит, для такой работы не нужен склад в классическом понятии – необходима лишь платформа для обработки продукции. Использование кросс-докинга целесообразно там, где есть возможность оперативно управлять предложением на основании спроса – иными словами, покупая товар, дистрибьютор уже имеет контракт на его продажу», – подчеркивает Борис Тимофеев.
Товар приходит от поставщика под четкий заказ покупателя, причем функция комплектации и маркировки товара в данном случае перекладывается «на плечи» поставщика, что позволяет торговой компании существенно сократить расходы на обработку. «Каждое грузовое место должно иметь оригинальный идентификационный номер и код получателя, присвоенные поставщиком, – рассказывает Полина Винокурова, специалист по рекламе и связям с общественностью «Национальной логистической компании». – По этим параметрам возможен однозначный учет и отгрузка продукции. Такая схема работы позволяет сгруппировывать товары каждого получателя в одном месте, что ускоряет последующую отгрузку и снижает общие складские затраты».
Преимущества использования технологии кросс-докинга очевидны. Во-первых, благодаря этому методу можно увеличить оборот товара в несколько десятков раз. На Западе технология кросс-докинга часто используется в коммуникационной и IT-отрасли. «Существует несколько прецедентов, когда с внедрением этого логистического метода компаниям удавалось увеличить годовой оборот товара в 18–20 раз», – отмечает Николай Титюхин, генеральный директор консалтинговой компании «КИА центр». Во-вторых, существенно снижаются складские издержки. Можно экономить на строительстве за счет специфики рабочих процессов – нет необходимости строить высокие помещения, а также за счет отсутствия дорогостоящего оборудования на складе (стеллажи, ричтраки, высотные штабелеры). «Кроме того, справедливо говорить о сокращении расходов на персонал. В кросс-докинге ниже трудоемкость процессов, а значит, не требуются высококвалифицированные кадры», – считает Полина Винокурова.

Тест на совместимость
Достоинств у кросс-докинга хоть отбавляй. Но любой ли товар «подходит» для этой бизнес-модели? «Кросс-докинг целесообразно использовать только в случае большого грузооборота, не требующего сложной комплектации продукции, – говорит Сергей Петухов. – На сегодняшний день данная услуга востребована крупными сетевыми торговыми компаниями для распределения груза, пришедшего от поставщика; крупными FMCG-компаниями и производителями ТНП на постпроизводственном этапе – при распределении грузов по региональным складам». Эффективным этот процесс может быть в том случае, если время хранения товара измеряется часами, максимум – несколькими сутками. «Услуга кросс-докинга трансформировалась из идеи снабжения автобизнеса – как известно, автозаводу требуется поставка запчастей ко времени их установки на автомобили, – рассказывает Борис Тимофеев. – Сегодня услуга эффективно работает не только в автобизнесе, но и в структурах, где есть четкое представление о потреблении товара в текущий и последующий моменты, где есть четкое понимание планирования поставок товара под потребление». Впрочем, уверены специалисты, использование кросс-докинга целесообразно в тех случаях, когда промежуточное складирование товара на центральном складе влечет за собой большие издержки.

Недвижимость для кросс-докинга
Теоретически при выполнении операций кросс-докинга склад в классическом его понимании не нужен. Здесь больше подойдет невысокое помещение прямоугольной формы, оборудованное с двух сторон погрузо-разгрузочными доками. Это позволит минимизировать пробеги техники, обрабатывающей товар, и разделить входящий и исходящий товарные потоки. В данном случае неприемлемы частая сетка колонн, изъяны напольного покрытия, недостаток площадей для маневрирования разногабаритного транспорта. При проектировании должны быть предусмотрены значительные площади под стоянку. Существуют ли такие платформы в реальности? «На Западе с кросс-докинговыми площадками в чистом виде работают в основном логистические операторы, например компания Shenker. Классическим же вариантом является совмещение кросс-докинговых платформ со складами высотного хранения. Такая платформа закладывается в складской проект, то есть существует некое соотношение кросс-докинговых мощностей с другими складскими зонами. В качестве примера можно привести компанию Philips, у которой склад выполнен в виде буквы Н, где «перекладина» – это площади для кросс-докинга, а все остальное – помещения высотного хранения», – рассказывает Николай Титюхин.
В России на данный момент специализированных помещений для кросс-докинга практически не существует. «Это связано с тем, что сегодня девелоперу гораздо выгоднее строить склады класса А. Хотя бы за счет того, что «пятно» застройки для этих складов (а соответственно, и арендуемая площадь) составляет 60% от участка земли, а в случае помещения для кросс-докинга – не более 40% (за счет большей площадки для маневра и отстоя транспорта. – Прим. автора). Таким образом, пока рынок не будет насыщен складами для хранения, вряд ли кого-либо заинтересует строительство специализированных помещений», – считает Андрей Дуранин, менеджер по развитию компании Relogix. «На специализированные площадки для кросс-докинга пока практически нет спроса, ибо весьма незначительное количество компаний может выстроить свою логистику так, чтобы избежать хранения товарных запасов», – говорит Борис Тимофеев.
Специализированной недвижимости не существует в том числе и потому, что технология кросс-докинга пока не пользуется здесь большим спросом. «У нас кросс-докинговых площадок в чистом виде нет, поскольку российский рынок логистических услуг начал развиваться не так давно, и пока отечественные компании «отрабатывают» более простые технологии», – считает Полина Винокурова. Соответственно, пока не слишком популярная услуга осуществляется на складских мощностях, в распределительных центрах и т. д. Как правило, под кросс-докинг используются погрузо-разгрузочные зоны складов – специфика операции позволяет не переоборудовать эти зоны каким-то особым способом.
Внедрению цивилизованной логистической услуги мешает ряд факторов. Известно, что операции кросс-докинга требуют от всех участников процесса крайней дисциплины. Четкая, скоординированная по времени работа, технологическая совместимость процессов поставки и отгрузки товара – главные слагаемые успеха всей логистической цепи. Принимая во внимание низкую культуру поставщиков в России, которые подчас не в состоянии даже грамотно промаркировать товар, становится понятно, что в таких условиях кросс-докинг пока невозможен. «Я бы выделила несколько факторов, сдерживающих развитие технологии кросс-докинга. Во-первых, это низкая культура поставщиков, во-вторых – поведение самих ритейлеров, которые часто склонны думать, что логистика – это проблема исключительно поставщиков. Общая неразвитость складского и логистического рынка пока не позволяет говорить о полноценном развитии технологии кросс-докинга», – считает Полина Винокурова.

Через годы, через расстояния…
Тем не менее специалисты склонны верить, что уже сегодня существуют предпосылки для развития кросс-докинга в России. Крупные сетевые ритейлеры выдвигают своим поставщикам все более серьезные требования с целью дальнейшей оптимизации всей цепочки поставок. Полным ходом идет развитие профессионального программного обеспечения, которое позволит совместить друг с другом системы учета и управления товаропотоками. «Никуда мы от кросс-докинга не денемся, так как при российских расстояниях не обойтись без мультимодальности, – считает Андрей Подгорный, коммерческий директор «РосЕвроДевелопмент». – Вопрос только в сроках, а они зависят от темпов развития многих факторов, в том числе и транспортной инфраструктуры России. Если государство будет развивать или хотя бы не будет препятствовать развитию железнодорожного и авиатранспорта, то в крупных региональных центрах обязательно появится спрос на терминалы, которые позволят быстро переваливать грузы с одного вида транспорта на другой и моментально отправлять их потребителю». Соответственно, не останутся в стороне и девелоперы. Можно прогнозировать, что, следуя тенденциям рынка, стремясь удовлетворить существующий спрос, со временем они станут закладывать площадки для кросс-докинга в логистические терминалы, а впоследствии – и возводить отдельные специализированные платформы. Но этого можно ожидать, разумеется, уже после того, как произойдет насыщение рынка стандартными складскими мощностями.

Коментарии (0)


Поделиться

1108

журнал CRE 3 (437)

Март, 2024
Стратегическим партнером журнала в 2024 году является компания PIONEER Вышел из печати мартовский выпуск журнала (№3, 2024). Соредактором CRE в этот раз стал Алексей Мирошников, генеральный директор компании PIONEER. ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ: Летучка Алексей Мирошников: «ЗАДАВАТЬ ТОН ПРОДОЛЖАТ СИСТЕМНЫЕ СТОЛИЧНЫЕ ДЕВЕЛОПЕРЫ»   Склады и логистика МЕДВЕЖИЙ УГОЛ Объем сделок на рынке складской недвижимости сравнялся с московским   Инвестиции ЗАКРЫТЫЙ ПОКАЗ ЗПИФы установили историчес...

подпишись НА эксклюзивные новости cre