Эрмитаж открывает Главный Штаб

Решимость Эрмитажа превратить Главный Штаб в новое музейное здание свидетельствует о том, что крупнейшая сокровищница России готовится стать частью общемирового музейного бума. Но для этого надо значительно увеличить экспозиционные площади.

2943
Автор: Елена Кузнецова

Реконструкция Главного Штаба позволит Эрмитажу к уже имеющимся площадям (около 127 тыс. кв. м) в зданиях Зимнего дворца, Малого и Нового Эрмитажей, а также в Эрмитажном театре добавить еще около 40 тыс. кв. м. По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, освоение этого пространства позволит музею поднять количество посещений до 5 млн. в год, то есть приблизиться к показателям, которыми гордятся конкуренты Эрмитажа - музей «Метрополитен» в Нью-Йорке, Национальная галерея в Лондоне, Лувр и Центр Помпиду в Париже. Основания для такого оптимизма есть: туристический поток в Северную российскую столицу растет, а численность коллекции российского музея превышает фонды любой из западных сокровищниц. Для сравнения: фонды Эрмитажа составляют 3 млн. экспонатов, «Метрополитен-музея» - 2 млн., Лувра - 365 тыс., Центра Помпиду - 37 тыс.
Помимо интересов Эрмитажа не менее важно, что Главный Штаб, один из самых интересных исторических памятников Петербурга, наконец будет вовлечен в культурно-коммерческий оборот и перестанет являть собой закрытую цитадель в самом сердце Северной столицы.

Наследник
Главный Штаб - это огромное охраняемое государством здание-памятник в стиле ампир, полукругом охватывающее Дворцовую площадь: два крыла здания соединены системой арок, главная из которых увенчана скульптурной композицией «Колесница Славы». Автор здания - Карл Росси, один из самых почитаемых в Петербурге архитекторов, в 1820–1830 гг. он создал Главный Штаб как своеобразный офисный центр для российских ведомств. Это название связано с тем, что в левом крыле до 1917 года располагались Генеральный штаб и Военное министерство Российской империи (кстати, до сих пор в этой части здания находится Генеральный штаб Ленинградского военного округа). В правом крыле располагались гражданские ведомства - в частности, Министерства финансов и иностранных дел.
В 1988 году Ленгорисполком решил передать правое крыло Главного Штаба Эрмитажу под создание музея прикладного искусства. Соответствующий договор о безвозмездном пользовании зданием Комитет по управлению городским имуществом Петербурга и музей заключили лишь в 1993 году. К тому моменту в правом крыле размещалось несколько контор - проектный институт, Управление специального строительства-11, поликлиника МВД, военная типография. Их вывод растянулся на десятилетие.

Девелопер
В начале 1990-х годов у Эрмитажа, как и у других российских музеев, не было опыта девелоперской деятельности. Прежде культура держалась лишь на бюджетных вливаниях, и в ту пору зарубежный опыт по привлечению к музейным проектам коммерческих фирм казался едва ли не кощунством. Но создание Международного клуба друзей Эрмитажа и успешное осуществление нескольких проектов на средства грантов (к примеру, голландские друзья Эрмитажа подарили музею $1 млн. на реконструкцию крыши над полотнами Рембрандта) заставили музей задуматься о реализации столь масштабного проекта, как создание музея в Главном Штабе. В 1997 году директор музея Михаил Пиотровский и Владимир Потанин, глава холдинга «Интеррос», заключили договор о долгосрочном сотрудничестве, одним из пунктов которого значились совместные действия по созданию музея в Главном Штабе. В 1998 году был создан офис проекта, в состав которого, кроме дирекции Эрмитажа и менеджеров «Интерроса», вошли представители весьма солидных организаций - ЮНЕСКО, английского отделения
Международного фонда памятников (World Fund Monuments), члены Международного консультативного совета Эрмитажа (в его состав входят директора виднейших музеев мира) и лично глава аукциона «Сотби» Альфред Таубман. Итогом их работы стала программа международного конкурса на право выступить девелопером по развитию правого крыла Главного Штаба, которая в начале 1999 года была предложена более чем 150 компаниям в различных городах и странах. Основная идеология преобразований такова: 60 % площадей должен занять музей, 40 % отводится под коммерческие функции при условии, что они идеологически связаны с имиджем Эрмитажа: создание сувенирных магазинов, представительских офисов, кинотеатров, конференц-залов, кафе и ресторанов, небольшой гостиницы и др.
Тогда же проект был представлен на инвестиционной выставке в Канне Mipim-1999. По признанию Михаила Пиотровского, представляя проект потенциальным инвесторам, он сравнил его с игрой в русскую рулетку. Коли повезет, так повезет во всем: помимо будущих финансовых выгод участие в этом проекте на долгие годы обеспечит отличную пиар-кампанию. Но рисковых девелоперов в Канне не нашлось: вложить в Главный Штаб необходимо минимум $150 млн. с непонятными сроками окупаемости. Международный конкурс также не принес желаемых результатов: свои предложения прислали четырнадцать компаний, но никто из них не представил реальной схемы финансирования.

Первооткрыватель
Осознав, что единовременно и из одного источника необходимой суммы не добыть, Эрмитаж решил осваивать Главный Штаб step by step.
В сентябре 1999 года в нескольких залах (без исторической отделки) третьего этажа после проведения их косметического ремонта открылась выставка полотен французских живописцев начала XX века Пьера Боннара и Мориса Дени. Полотна эти были некогда выполнены по заказу московского фабриканта и мецената Саввы Морозова для оформления его роскошного московского особняка на Пречистенке. Выставив именно эти работы в Главном Штабе, Эрмитаж делал ставку на сенсацию: из-за своих огромных размеров полотна хранились в запасниках музея и более полувека их никто не видел. В тому же в музее осознали, что только на декоративно-прикладное искусство посетителей не заманишь, а живопись рубежа XIX–XX веков - один из самых сильных магнитов для публики.
Для открытия второй выставки – «Под знаком орла» - потребовалась реставрация 10 сохранившихся ценных интерьеров, которые располагаются по соседству, также на третьем этаже здания. В этом характерная особенность Главного Штаба: кабинеты министров соседствуют в нем с комнатушками для мелких служащих, роскошные личные апартаменты для глав ведомств - с казенными квартирами для нижних чинов. Поэтому по распоряжению Комитета по охране памятников Петербурга была проведена тщательная историко-культурная экспертиза всего правого крыла Главного Штаба с описанием всех элементов, которые необходимо сохранить и привести в порядок в ходе реконструкции.
Кроме того, в Главном Штабе начали работать офис Клуба друзей Эрмитажа, лекторий, а также реставрационная лаборатория по ремонту часов и музыкальных механизмов. Все эти преобразования выполнены в основном за счет внебюджетных средств Эрмитажа - в частности, пожертвований компаний «Интеррос» и Samsung, г-жи Джейн Райсман (CША).
Совсем недавно около 1500 кв. м на первом этаже на правах аренды занял «Эрмитажный ресторан», специализирующийся на французско-русской кухне. Его открыла компания «Бринар», вложив в обустройство штабных чертогов свыше $1 млн. Это первый проект в коммерческой программе по освоению Главного Штаба. Арендный договор заключен с Комитетом по управлению городским имуществом по его ставкам. Cборы через казначейство поступают в музей и идут на различные программы Эрмитажа, в частности, на дальнейшее обустройство Главного Штаба. Юрий Теплицкий, председатель совета директоров компании «Бринар», полагает, что инвествложения удастся окупить за два года. Для создания ресторана не только обустроили интерьеры (до недавнего времени здесь находилась столовая военной типографии) и оборудовали кухню - пришлось полностью заменить инженерные коммуникации, смонтировать современные системы вентиляции, кондиционирования и охраны. Историческая планировка обусловила разделение ресторана на десять залов со сводчатыми потолками, а соединяющую их галерею используют как выставочное пространство. В некоторых залах использованы эрмитажные римейки - к примеру, копия полотна Снайдерса или современная аллюзия часов «Павлин». Для каждого зала на фарфоровом заводе «ЛФЗ» создана специальная посуда с логотипом Эрмитажа.

Партнер
Летом 2000 года у Эрмитажа появился еще один стратегический партнер в освоении Главного Штаба. Договор с Фондом Гуггенхайма, который владеет крупнейшим в мире собранием современного искусства и экспонирует его в одноименном музее, филиалы которого расположены в Нью-Йорке, Венеции, Берлине, Бильбао, предполагает создание в Главном Штабе музея «Эрмитаж-Гуггенхайм». По предварительным планам, он разместится на 4-м этаже Главного Штаба, а демонстрировать там будут произведения из коллекции Гуггенхайма. Это даст возможность Эрмитажу восполнить недостаток своего собрания, где современное искусство практически отсутствует.
Впоследствии директор Эрмитажа г-н Пиотровский, глава Фонда Гуггенхайма Томас Кренц, председатель попечительского совета Фонда Питер Льюис и Владимир Потанин создали специальный благотворительный фонд «Эрмитаж-Гуггенхайм», который для развития этого проекта уже привлек $1 млн. Эти деньги решили направить на разработку ТЭО: в частности, необходимо уточнить смету реконструкции, сформулировать предложения по размещению коллекций, сделать прогноз рентабельности музейной части и коммерческих составляющих комплекса, оценить допустимость архитектурных преобразований здания-памятника. Кстати, в связи с партнерством «Эрмитаж-Гуггенхайм» у многих любителей старого Петербурга возникло опасение, не изменится ли до неузнаваемости облик Главного Штаба, который признан эталоном классического стиля. Ведь Фонд Гуггенхайма помимо своих коллекций прославился еще и невероятными архитектурными творениями для их демонстрации - в частности, осьминогообразным шедевром работы Фрэнка Гери для музея в Бильбао. Но Том Кренц заверил, что
музей Гуггенхайма займется лишь обустройством интерьеров Главного Штаба, что не нанесет вреда классическому фасаду охраняемого государством памятника. Идея же директора Эрмитажа заключается в том, чтобы объединить в работе над проектом лучших западных и российских зодчих.

Экспериментатор
Отчасти этот принцип уже начал воплощаться. Размещение будущей экспозиции в Главном Штабе и направление посетительских потоков музей поручил разработать известному голландскому архитектору Рэму Кулхаасу. Выбор неслучаен: зодчий давно сотрудничает с музеем Гуггенхайма, а для Эрмитажа он обустроил так называемую «Шкатулку драгоценностей» - выставочный зал, открытый при участии фонда Гуггенхайма в Лас-Вегасе.
Международный тендер на разработку проекта выиграл коллектив петербургских проектировщиков – «Студия-44» под руководством Олега Явейна. Конкурс проводил Мировой банк реконструкции и развития, который под гарантии правительства РФ намерен предоставить кредит на проект социально-экономического развития Петербурга, а в его рамках - грант на реконструкцию известных зданий-памятников. На преображение Главного Штаба обещают выделить около $30 млн. В сравнении с общими потребностями Главного Штаба это немного, но средств должно хватить не только на разработку проекта, но и на модернизацию инженерных систем здания, а также на первую очередь реконструкции.
Предложения «Студии-44», которая работает в сотрудничестве с архитектурной студией Михайлова (реставрационная часть проекта), компаниями «Силко» (конструктивная часть) и «Петроинжиниринг» (инженерная составляющая) столь же оригинальны, сколь и небесспорны. По мнению Олега Явейна, главным препятствием на пути превращения Главного Штаба в полноценное эрмитажное здание является отсутствие парадного входа и высоких помещений, которые создадут у посетителя необходимый настрой. Устроить входной вестибюль архитекторы предлагают в одном из внутренних дворов Главного Штаба, а для оборудования высоких залов считают возможным пожертвовать продольными корпусами-перемычками Главного Штаба, в которых нет никакой ценной отделки - разве что сами исторические стены и белые кафельные печи. Проектировщики предлагают частично разобрать эти флигели и встроить в них столь необходимые для музея современные залы высотой 12 м с дверными проемами во всю высоту. Этим залам архитекторы дали интригующее название – «трансформеры», которое обясняется возможностью трансформации пространства в зависимости от положения дверей. Двери закрыты - получается замкнутое пространство для выставок и инсталляций. Открыты - образуется большая музейная анфилада, в которой между высокими залами создаются сады, подобно тому как в здании Малого Эрмитажа (откуда и началась история музея) между двумя павильонами, где собирались ценители прекрасного («эрмиты»), был устроен Висячий сад. Скептиков, которые усомнились в совместимости живых растений (как следствие - влажности и насекомых) с режимом музейного хранения, концептуалисты призывают не беспокоиться: «Совсем не обязательно, что здесь появится много зелени: это могут быть сады камней, сады скульптур». Таким образом, посетители смогут гулять по новой центральной анфиладе Главного Штаба, при желании сворачивая в малые анфилады и залы, которые располагаются в продольных корпусах музея.
Предпроектные разработки одобрены советом по культурному наследию при губернаторе Петербурга и Федеральным советом при Министерстве культуры. Правда, не всем экспертам исторические аналогии кажутся убедительными для столь серьезного вторжения в структуру памятника. Александр Марголис, президент Международного благотворительного фонда спасения Петербурга-Ленинграда считает, что цель не оправдывает средства: «Нам предлагают снести подлинные корпуса Росси ради новых сооружений, в которых будут экспонировать далеко не первостепенные коллекции. Этот проект напоминает комплексный капремонт». Еще более резко отозвался Алексей Комеч, директор НИИ искусствознания (Москва), обвинив Эрмитаж в том, что он «приговорил Росси». Зато архитектурный цех Петербурга принимает проект на ура.
В Эрмитаже, при общей благосклонности к замыслу, тем не менее однозначного решения о столь серьезных преобразованиях в недрах Главного Штаба пока нет. Главный архитектор музея Валерий Лукин сдержанно говорит о возможной корректировке проекта, не поясняя деталей. Зато другая составляющая проекта - раскрыть весь первый этаж Главного Штаба для горожан, разместив именно здесь коммерческую начинку комплекса - всем нравится. При этом войти сюда можно будет через любую дверь - хоть с Дворцовой площади, хоть с набережной Мойки или из-под арки. Согласно проекту, под коммерческий сервис теперь отводится лишь 23 % от общей площади здания против первоначально задуманных 40 %. По словам Михаила Пиотровского, сейчас эксперты по недвижимости из группы «Интеррос» просчитывают эффективность возможного использования этих помещений: «Уже давно нам отсоветовали устраивать в Главном Штабе гостиницу. Не будем создавать и мультиплекс - из-за низкой доходности и сложностей в контроле за кинопрокатом, ведь под эгидой Эрмитажа можно демонстрировать далеко не каждую картину». Уже имеющийся ресторан, само собой, работу продолжит.
Кстати, уже предварительные расчеты показали: надежда на то, что коммерческая составляющая проекта позволит заработать достаточно средств на реконструкцию, тщетна. Но этих доходов должно хватить на эксплуатационные расходы музея.
При самом оптимистичном стечении обстоятельств обещанные МБРР $30 млн. музей сможет направить на реконструкцию Главного Штаба на следующий год. Остальные $120 млн. придется искать самостоятельно, на ходу определяя первоочередные участки инвестиций и, возможно, снова корректируя проект.

Информация:

Cтатус здания - памятник федерального значения, являющийся собственностью РФ. С 2000 года помещения правого крыла Главного Штаба находятся в оперативном управлении Эрмитажа

Площадь здания, включая 5 внутренних дворов, - 38 200 кв. м

Количество залов и комнат - 806

Стоимость билета на выставки в Главный Штаб - 50 руб.

Ориентировочная стоимость реконструкции - $150 млн.

Проектный консорциум: «Студия-44», «Студия Михайлова», «Силко», «Петроинжиниринг»

Руководитель коллектива - Олег Явейн

Проект размещения музейной экспозиции - студия «ОМА» под руководством Рэма Кулхааса (Нидерланды)

Расчет коммерческой составляющей - группа «Интеррос»


Коментарии (0)


Поделиться

1563

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438). Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством ...

подпишись НА эксклюзивные новости cre