Музыка в массы

Российский рынок концертных площадок не относится к числу стремительно развивающихся. Новые точки появляются редко и, как правило, первое время неизвестны широкой публике. Соответственно, для продюсеров они интереса не представляют. Традиционные участники рынка не сдают своих позиций, хотя их положению особо не позавидуешь.
1437
Автор: Марина Лебедева
Среднестатистический гражданин ходит один раз в год в театр и еще один раз в год на концерт. Если в перестроечное время человек за любые деньги покупал билет на выступление любимой группы со словами: «Ну когда еще попаду на Modern Talking», – то постепенно гастроли западных звезд стали вполне привычным явлением. А бывшие участники немецкого дуэта с удовольствием работают и в Барнауле, и в Новосибирске. Не говоря уж о Москве, где Томас Андерс бывает как минимум ежемесячно.

Сегодня индустрия развлечений, к которой относятся культмассовые мероприятия, идет по пути развития развлекательных зон при торговых центрах. Последние генерируют стабильно высокие потребительские потоки, не оставаясь при этом внакладе. Развлекательные клубы, ориентированные на семейный отдых и традиционно имеющие в своем составе боулинг, бильярд, видеоаттракционы, кафе и т. д., открываются даже в самых удаленных уголках страны. Чего нельзя сказать о концертных залах, которых у нас явно не хватает.

По мнению Юрия Юдакова, руководителя отдела офисной недвижимости компании Praedium Oncor International, с точки зрения доходности концертный комплекс – не самый прибыльный для девелопера формат коммерческой недвижимости. «Строительство или реконструкция подобных площадок – это проекты, требующие значительных инвестиций. Государство на эти цели не выделяет достаточных средств, а найти крупных инвесторов довольно сложно, – уверяет г-н Юдаков. – К тому же успех проекта во многом зависит от квалифицированных специалистов, имеющих опыт строительства арен и концертных залов. А таковых у нас сегодня практически нет».

Куда пойти за зрелищем

В России самой крупной площадкой для выступлений является Большая спортивная арена «Лужников» – она может одновременно вместить до 80 тыс. зрителей. Здесь выступали Мадонна и Майкл Джексон, «Металлика» и «Роллинг Стоунз», здесь давал последний концерт Виктор Цой. Другое дело, что артистов такого уровня совсем не много, сложно даже предположить, кто сегодня может собрать стадионы. Поэтому в «Лужниках» под концертно-зрелищные мероприятия чаще бывают задействованы Дворец спорта и Малая спортивная арена. Трибуны последней вмещают 6700 зрительских мест, а во Дворце спорта на 11 500 человек, по информации пресс-службы «Лужников», проходит почти половина столичных выступлений российских и зарубежных звезд.

Популярной концертной площадкой служит СК «Олимпийский», вместительность которого порядка 20 тыс. человек. Концерты не слишком популярных музыкантов обычно проводятся в клубах – таких как «Б1 Максимум», «Б2», «Апельсин», «Точка», «16 тонн».

Что касается вопроса статусности, то, по словам музыкального продюсера компании «Добров Саунд» Константина Бубнова, самая престижная площадка в Москве – это Кремлевский дворец съездов. Даже концертный зал «Россия» был всегда на втором месте. Далеко не все суперзвезды могли сделать сольник в Кремле по причине очень высокой аренды; в «России» же она была вдвое дешевле.

Статус концертного зала зависит и от времени, и от мероприятий, которые там проходят. Например, все более престижной площадкой становится новый Ледовый дворец на Ходынке – «виной» тому премия MTV Russia Music Awards, которая там проводится второй год подряд. Это концертно-спортивный зал мирового уровня с мобильными трибунами. Лед убирается за 2–4 часа – в отличие от СК «Олимпийский», где на другой день после турнира по хоккею сложно провести эстрадный концерт. Но мировые звезды все равно выступают в «Олимпийском», поскольку он в двух шагах от метро. И неважно, что по комфортности он оставляет желать лучшего. «Люди на массовые мероприятия приходят не за комфортом. Им достаточно удобного сиденья и пива в пластиковом стакане, – говорит Константин Бубнов. – В последние годы на концертах с живым звуком предусмотрен танцевальный партер. Зрителю важно прорваться как можно ближе к сцене – о каком уж тут комфорте можно говорить. И это общемировая тенденция, на том же Вудстоке люди в палатках жили…»

В начале будущего года число концертных площадок Московского региона пополнится – в марте должен открыться «Крокус Сити Холл» на 6000 зрителей. Он рассчитан на концерты любого формата, спектакли, мюзиклы, конференции и съезды. Расположенный по соседству с павильонами «Крокус Экспо», с внешней стороны МКАД, зал строится с использованием передовых технологий. В отличие от спортивных концертных площадок, здесь будет сценический портал, а секторная конфигурация зала продумана в соответствии с акустическими требованиями, соблюдаемыми при проектировании храмов. «На сегодня в России концертных залов такой вместимости нет. По качеству обслуживания зрителей, возможностям, предоставляемым артистам, конкурентов у нас нет», – считает Андрей Драгунов, продюсер дирекции концертных программ «Крокус Сити Холла». Под «возможностями, предоставляемых артистам», о которых говорит г-н Драгунов, подразумеваются «технические возможности, кейтеринг и обслуживание, гостиничные услуги и автомобильные стоянки». Ожидается, что в 2009 году в новом зале уже можно будет проводить концерты. По словам Андрея Драгунова, сейчас ведутся переговоры с ведущими российскими и зарубежными артистами.

Дела технические

Если говорить о рынке концертных площадок в целом, то, по сведениям Константина Бубнова, в данный момент в Москве и Московской области предложение превышает спрос только по концертному оборудованию. Поставщиков его немало – в начале 1990-х аппаратуру выкупали у закрывавшихся филармоний. Как правило, у самой концертной площадки своего оборудования нет, это и логично – бессмысленно дворцу спорта содержать аппаратуру и обслуживающий ее персонал. Однако при каждой большой точке есть частная компания, которая ставит оборудование. Проблема в том, что эти компании не могут на 100% выполнить райдер (список требований артиста) по звуку, и это беда всех концертных площадок. Опять же виной человеческий фактор – звуковикам неинтересно работать за те деньги, которые им предлагают. «В Москве есть порядка 5 компаний, которые могут спокойно озвучить Мадонну или «Металлику». Они это уже и делали, но в тот момент звукорежиссеры или их помощники работали по европейским ценам, – рассказывает г-н Бубнов. – А когда на звук выделяются копейки, то люди так же и работают. Поэтому организатор концерта часто просит продюсера приезжать с минусовой фонограммой, а то и с плюсовой». В результате артист «открывает рот» не потому, что он не умеет петь вживую, а потому, что концертная точка не может ему предоставить соответствующей возможности. Такая ситуация типична для многих сборных концертов – здесь райдер выполняется с огромной натяжкой, ведь чтобы сделать для 10–20 коллективов живой звук, режиссер-постановщик накануне концерта должен собрать их на саундчек, отстроив каждого в отдельности. «Но режиссеру гораздо легче вставить мини-диск и включить микрофон, – комментирует Константин Бубнов. – Когда у тебя живой звук, то на пульте-то целая поляна. А если живых коллективов 20 штук, то поляна под каждый коллектив меняется». Интересно, что и организатору концерта бывает легче заплатить артисту, поющему и играющему под фонограмму, гонорар как за живой звук, чем дать ему возможность отработать вживую. Если артисту делают 100%-процентную предоплату, он выступит в любом зале, даже пустом. Самой большой проблемой для звезды является вопрос с гримеркой. Во многих известных концертных точках невозможно проводить сборные концерты именно из-за их отсутствия. «Выделяют одну 6-метровую гримерку на четыре звезды, а со звездой еще как минимум 4 музыканта, – рассказывает Константин Бубнов. – Проще в общем гардеробе раздеться…»

Его величество корпоратив

Большинство столичных концертных площадок принимает заявки на корпоративные мероприятия. Как говорится на сайте КЗ «Мир», «корпоративные праздники – непрямая реклама стабильности, уверенности и надежности компании». Для концертной площадки все же это больше реклама стабильности. Прокатчики любят корпоративные мероприятия за 100%-процентную предоплату аренды зала, звук и свет. Опять же не надо продавать билеты. Организовывая корпоратив, зал ничем не рискует. Но как только начинается настоящая прокатная история, то даже в случае со звездой первого эшелона есть риск не собрать зал. «Случись завтра какой-нибудь теракт или экономический катаклизм, народ испугается и не пойдет на концерт, – поясняет Константин Бубнов. – Раньше цена на билеты определялась очень просто – сколько стоит любительская колбаса, столько и стоит билет. Сейчас все иначе, только галерка начинается от 500 руб., и это если брать средненький концерт».

Примером площадки, изначально задумывавшейся под корпоративы, банкеты и частные вечеринки, служит «Форум Холл», расположенный недалеко от Павелецкого вокзала. Он создавался по инициативе Бориса Краснова, который является здесь художественным руководителем. По словам директора по спецпроектам ООО «Форум Холл» Людмилы Соловьевой, в Москве нет площадки, равной «Форум Холлу» не только по технической оснащенности, но и по универсальности. «Краснов строил этот зал для того, чтобы проводить здесь разные по объему мероприятия, – говорит г-жа Соловьева. – Соответственно, в «Форум Холле» можно размещать объемные декорации. Последнее мало кто делает – не потому что это очень дорого, а потому что это хлопотное дело».

При банкетной рассадке большой зал вмещает 1700 человек, при театральной – почти 2000. Театральная рассадка, при которой стулья стоят в ряд и есть проход посередине, обычно ставится на конференции. Малый зал «Форум Холла» имеет площадь 430 кв. м и часто служит VIP-зоной. «Если говорить о мероприятиях, которые здесь проводятся, в большинстве случаев это корпоративные вечеринки и банкеты, – говорит Людмила Соловьева. – Здесь у нас нет поставленной театральной рассадки, это не Театр эстрады и не Дом музыки. Мы прокатываем именно банкетную площадку. У нас есть своя банкетная служба, хорошая большая кухня. Концертные выступления здесь тоже возможны, но многие боятся их проводить. У нас пока не «натоптаны дорожки». Нужен промоутер, который не побоится в этом зале организовывать концерты и спектакли». У «Форум Холла» есть опыт проведения массовых концертов, однако, по словам Людмилы Соловьевой, массовые мероприятия устраивать менее выгодно, поскольку аренда недешевая. Если рассчитывать на сбор с продажи билетов, не всегда эта площадка будет окупаться.

Другой площадкой, рассчитанной на банкеты и корпоративы, является зал «Сафиса», что на пересечении ТТК и Воробьевского шоссе. По мнению Константина Бубнова, это один из самых удачных проектов концертных площадок за последние годы. Там уже «отметились» все российские звезды, из западных звезды в «Сафисе» выступали Марайа Керри, Джо Коккер, Рики Мартин, Шаде. На эту площадку сегодня огромный спрос, поэтому мероприятия заказываются за 3–4 месяца. «Это шикарное заведение, но, к сожалению, не рассчитанное на массового зрителя», – уверяет г-н Бубнов.

Регионы – в новом и старом формате

В основной своей массе концертные площадки в регионах – дома культуры и дворцы спорта – находятся в плачевном состоянии. Ни один московский артист не поедет в регионы за гонорар с продажи билетов, то, что называется «на кассу». Все требуют 100%-процентной предоплаты. В регионах нет денег, и генеральный директор дворца спорта города N не может заплатить звезде требуемую сумму, потому что это зарплата всего трудового коллектива за год. Артисту говорят: «Да мы заплатим тебе больше, но только после продажи билетов, мы дадим рекламу, развесим афиши, только приезжай». Но артист не едет, т. к. ему выгоднее отработать в столице на 2–3 корпоративных мероприятиях, чем ехать «на кассу» в другой город. «Если только в этом городе не находится местный прокатчик, который заплатит свои деньги и сам организует гастроли, – поясняет Константин Бубнов. – Но это отдельный случай, а сами концертные площадки все-таки умирают, потому что артисты не хотят работать с их руководством. У всех свежи в памяти многочисленные случаи «кидалова» в 90-е годы, когда за выступление перед полным стадионом артиста оставляли без гонорара».

Альтернативой полуразвалившимся ДК, очевидно, скоро станут концертные площадки в составе торгово-развлекательных центров. Один такой проект – под названием «Эльград» – реализуется в подмосковной Электростали. «По сути это будет полноценный театр на 650 мест, с партером, ложами, гримерками, – говорит управляющий ТРЦ «Эльград» Вячеслав Головчанский. – Мы планируем приглашать труппы для постановки спектаклей, уже имеется договоренность с Государственным академическим Малым театром. Также здесь можно будет устраивать концерты артистов эстрады, администрация города попросила о том, чтобы проводить здесь конференции». Девелопером проекта выступает ГК «Эльград», управление проектом осуществляет «Торговый Квартал». Концертный зал в составе ТРЦ – это нестандартный формат развлечений, однако Светлана Кузьмина, руководитель отдела консалтинга компании «Торговый Квартал», помнит даже случай организации музея в составе молла: «Такие форматы в рамках ТЦ, как музеи, выставки, киноконцертные залы трудно назвать коммерческими проектами, скорее они несут серьезную социальную нагрузку». Проект «Эльград» призван заполнить культурно-зрелищный вакуум жителей таких городов, как Электросталь, Ногинск, Орехово-Зуево, Павловский Посад. «Вопрос о том, какую прибыль планируется получать с этого проекта, довольно сложный, – говорит г-н Головчанский. – Но и пойти на чисто социальный проект мы не можем, поскольку затраты на его реализацию просто колоссальные». Продюсеры же в отношении «Эльграда» выражают больший оптимизм. «Я считаю, что

именно за такими концертными залами будущее, – считает Константин Бубнов. – Нормальных площадок в Московской области нет, и не только в Электростали. Хотя в Подмосковье есть города по 50–100 тыс. человек. И зал на 2000–3000 человек под звезду из первой тридцатки рейтинга собрать реально».

Коментарии (0)


Поделиться

5022

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438). Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством ...

подпишись НА эксклюзивные новости cre