Индекс складывается из уровня активности респондентов за прошлый квартал, их собственных оценок результатов деятельности за минувший период и уровня оптимизма на будущее. Для подсчета этого показателя компания опросила представителей свыше 50 крупнейших сетей различных торговых профилей, задав вопросы, касающиеся уровня продаж, изменения цен и факторов влияния на бизнес.
Итоги второго квартала 2015 года оказались следующими. Индекс Директора по развитию остановился на уровне 4,9 баллов из 10 - это говорит о нейтральных настроениях в среде розничной торговли. Пессимистичные ожидания ритейлеров по поводу второго квартала оправдались. Большинство опрошенных в третьем квартале 2015 года видят мало предпосылок для положительных изменений.
Итак, второй квартал 2015 года для большинства ритейлеров на российском рынке оказался негативным, причем это не стало для них неожиданностью.
Что влияло на настроения во втором квартале этого года? Снижение покупательской активности, уменьшение трафика в ТЦ, сильные колебания курса валют, менее доступные кредиты, рост налогов на имущество, увеличение себестоимости продукции и стоимости аренды - вот то, что оказывало наиболее негативное влияние на деятельность ритейлеров.
Падение спроса на продукцию происходило на фоне роста цен. На снижение спроса повлияли два фактора: снижение доходов населения (по данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы покупателей снижаются уже 5 месяцев подряд) и рост цен. Более половины респондентов (55%) отметили увеличение роста цен на свою продукцию. В среднем эта цифра составила 10-15%, но пиковые значения достигали даже 30%.
Падение продаж отмечает большая часть респондентов. Стоит отметить, что продажи снижались не только в единицах продукции (у 76% респондентов), но и в рублевом эквиваленте (41% респондентов). Таким образом, ситуация действительно ухудшается, и в начале 2015-го многим ритейлерам удавалось сохранять объемы продаж на уровне прошлого года только за счет повышения цен.
Тяжелее всего пришлось представителям сетей общественного питания и развлечений. Здесь падение зафиксировали более 70% респондентов. При этом спрос в этой сфере упал настолько, что ритейлерам не удалось компенсировать уровень продаж даже за счет повышения цен.
Тенденция совпадает с официальной статистикой. Данные Росстата говорят о том, что оборот розничной торговли с 1991 года никогда не падал настолько низко: -8,1% за первое полугодие 2015 года (предыдущий рекорд принадлежал 1995-му: -6,2% по итогам года).
Парадоксально, но на общем негативном фоне у трети респондентов обороты в рублях, наоборот, повысились. На это повлияли оптимизация внутренних процессов, уход с рынка конкурентных сетей, снижение ставок аренды, наконец - грамотно выстроенные программы лояльности.
В прошлом году российский рынок покинули 13 международных сетей, в 2015-м - еще четыре, о приостановке развития или сворачивании точек заявляли и федеральные сети – это повлияло, большей частью, на продажи одежды. Объем продаж увеличился у 40% респондентов профиля.
Активность в открытии магазинов. Всего респонденты во втором квартале 2015 года планировали открыть 223 новые торговые точки. В реальности было открыто 196, закрыто – 104. В общем-то с учетом ситуации на рынке это не так уж плохо. Наиболее активно себя проявили сети общественного питания, открыв в совокупности даже больше точек, чем планировалось, и некоторые демократичные марки одежды.
Что ждет ритейл в будущем?
Будущий квартал, к сожалению, не внушает большинству ритейлеров оптимизма, надежды остаются лишь на наступление высокого сезона в большинстве сегментов. Игроки рынка ожидают дальнейшего снижения покупательской способности населения, колебаний курса рубля, отсутствия улучшений на внешнеполитической арене и во внутриэкономической ситуации.