На спрос на индустриальные парки в Московской области

Генеральный директор компании «Промзона» (ГК «Гео Девелопмент») Данил Петров
Ситуацию со спросом на индустриальные парки необходимо рассматривать в совокупности с общим спросом на земельные участки промышленного назначения в МО. Мы видим, что в сравнении с первым полугодием 2013 года в 2014 году количество обращений по землям промышленного назначения снизилось практически в 2 раза. Полагаю, это связано с общей напряженной экономической ситуацией, в результате которой рынок «просел». Если в начале 2014 года ежемесячно фиксировалось примерно по 20-30 обращений на земельные участки промышленного назначения, то к концу весны их число снизилось до 10. Сейчас мы постепенно снова приходим к показателям начала года, и надеемся, что рост сохранится.

Основной спрос традиционно сосредоточен на участках малой площади от 0,5 до 3-4 га, которые компании, как правило, рассматривают для организации на них собственного бизнеса. Многие вырастают из аренды, которая становится менее комфортной, и естественно возникает желание строительства чего-то своего: производства, склада, базы. Клиенту сейчас нужен не просто участок земли в поле, а участок, обеспеченный набором необходимой инженерной инфраструктуры: хороший подъезд, наличие коммуникаций, наличие управляющей компании, административного ресурса. Все это предлагает своему резиденту индустриальный парк. В Московской области наибольший интерес потенциальных резидентов вызывает западное направление с удаленностью 10-30 км от МКАД и северо-восточное в этом же радиусе, что связано с сосредоточением здесь основных логистических потоков и близостью рынков сбыта.

Полтора-два года назад мы наблюдали спрос со стороны иностранных, в частности, европейских компаний, на уровне 50-60% от общего объема. Соответственно половина сделок на этом рынке проходила с иностранными компаниями. За последние 6-10 месяцев доля иностранного капитала снизилась примерно до 10%. Соответственно с натяжкой можно говорить об увеличении доли отечественного капитала, лишь на фоне снижения общего спроса, покупательской способности и отказа иностранных компаний работать на отечественном рынке. Изменение этого соотношения повлекло за собой и перемены со стороны отраслевого спроса. Иностранцы заинтересованы в производстве своих товаров на территории Московской области: снижается стоимость продукции, близость к рынку сбыта, прочие преимущества.

Поэтому до недавнего времени потребность в размещении производств на территории индустриальных парков превалировала над остальным отраслевым спросом. Сейчас же 40-50% спроса приходится на строительство складов и офисов компаний для своих нужд с небольшой частью арендного бизнеса для оптимизации затрат. Далее, примерно в равных долях - запрос на производство (отверточная сборка, строительные материалы, продукты питания, легкое машиностроение, сборка оборудования, пищевое производство), их обслуживание (сервисные станции, обслуживание и ремонт техники), логистические объекты (склады, стоянки). Спрос на участки для размещения исследовательских и высокотехнологичных проектов носит единичный характер.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, мы видим, что ни один из функционирующих парков в Московской области не остановился в своем развитии, уже заявленные ИП развиваются и даже стартуют новые. Рынок подстраивается под условия, диктуемые внешними факторами. В ситуации снижения доли иностранного капитала необходимо создавать предпосылки и стимулировать производственный сектор отечественного бизнеса, лучшей площадкой для базирования которого являются подготовленные индустриальные парки.
Поделиться


Популярное

Топ-5 «спортивных» девелоперов Москвы

18.06.2018, Рейтинг
В рамках Чемпионата мира по футболу аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» составил рейтинг самых спортивных девелоперов, которые обеспечивают свои проекты развитой спортивной инфраструктурой. В тройку лидеров вошли «Донстрой», MR Group и ГК «ПИК».

Вакантность коммерческих помещений в ТиНАО – самая низкая в Москве

Доля вакантных коммерческих помещений на первых этажах уже построенных жилых домов в ТиНАО одна из самых низких в Москве. В целом по локации она сегодня не превышает 6% - ниже, чем на Садовом кольце, где вакантность может доходить до 20-25%. Такие данные содержатся в исследовании ГК «А101» текущего состояния рынка коммерческой недвижимости.

Зачем торговым центрам объекты развлечений?

В рамках разработки стратегического мастер-плана и посадки на территории Новой Москвы ряда торговых объектов ГК «А101» было проведено исследование о состоянии и перспективах развития торговых центров столичного региона.
Подписка на рассылки Impress Media

Введите, пожалуйста, свой e-mail
Email *
Ваше имя
Другие проекты издательского дома
© 1998—2018  Impress Media