Данный
формат офисно-складских объектов не так уж нов для российского рынка. Взять
хотя бы, к примеру, офисно-заводской объект компании Dohler в Лобне, или
офисно-заводской объект TetraPak, или офисно-заводской объект компании RoyalCanin.
Отличие
уже имеющихся объектов от объектов нового формата состоит в том, что в
существующих объектах большая часть уделяется заводским, производственным
мощностям, тогда как формат «флекс», означая в переводе гибкий формат объектов,
имеет в виду наличие офисной и свободной зоны, складской зоны помещений в
пропорции 10–30% на 70–90% соответственно. При этом складская зона, будучи
«гибкой», обычно выделяется для хранения или упаковки товаров, а также для
легкой промышленности.
Данные
объекты будут очень интересны с точки зрения отдельно стоящих проектов build-to-suit, запросов на которые довольно много, но которые не всегда просто
разместить в рамках спекулятивных, институциональных девелоперских
проектов.
Данный
формат подходит для создания перераспределительных центров, установки линий по
сборке, легкого производства, шоу-румов для негабаритных товаров и т. д. Данный
функционал интересен многим бизнесам, в том числе логистическим операторам,
ритейлерам, производителям.
Этот
формат предлагает несколько преимуществ как самим участникам бизнеса, так и
городским и муниципальным властям.
Объединяя
офисные помещения с зоной, предназначенной для основной деятельности, компания
может оптимизировать расходы на аренду офисных помещений, так как в центре
городов аренда офисных помещений выше, чем в непосредственной близости к
производству вне города. Также компания может оптимизировать транспортные и
административные затраты компаний, так как нет необходимости обмена документов
на больших расстояниях. Также ускоряется процесс принятия решений
по внутрикорпоративным вопросам.
Целесообразность
строительства объектов данного формата и выбор места их размещения обусловлены
заинтересованностью городских и муниципальных властей. Замена одних
промышленных зон на новые в самой Москве не является рациональным решением.
Данный формат должен быть вынесен за территорию города, за МКАД. Это будет
способствовать улучшению транспортной ситуации в Москве. Поддержка властей при
реализации данных проектов на территории от МКАД до федеральной трассы А107, к
примеру, позволит развивать инфраструктуру городов Московской области и
межгородское пространство, привлекать местные трудовые ресурсы, улучшать
благосостояние муниципалитетов и качество жизни в них. Возможные налоговые
льготы и помощь в выделении и развитии земельных участков для подобных проектов
усилит к ним интерес девелоперов и инвесторов.